Не стоит обманывать себя

Оборот розницы на 10,2 % состоит из алкогольных напитков и пива

На алкогольные напитки и пиво пришлось 10,2 % в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций нашей страны за январь—февраль. Эта цифра показывает, что миновали времена, когда план по товарообороту и доходы бюджетов определялись «пьяными» деньгами.

В регионах, где раньше опора на «плодово-выгодное» была неизбежной, в последнее время наметился перелом. Все шире распространяются инициативы местных властей по ограничению или вовсе запрету на реализацию плодово-ягодных крепленых напитков весьма относительного качества. Наиболее активно в этом плане продвигается Минская область, где первым пример показал Слуцкий район. Первые же месяцы доказали, что отказ от привычного и наиболее востребованного во многих торговых точках продукта дает свои плоды прежде всего в улучшении милицейской статистики. Есть, конечно, риск увеличения самогоноварения. Но, похоже, оно осталось в прежних рамках. Между тем меньше стало преступлений, совершаемых по «бытовым» причинам, меньше нелепых случаев, приводящих к трагедиям… Хочется верить, что меньше станет и разбитых судеб, и потерянных лет жизни.

Процесс этот идет плавно и постепенно. В стране, между прочим, принята на государственном уровне и действует программа противодействия алкоголизации, и происходящее сегодня укладывается в ее параметры. Влияет и более жесткое отношение к распитию спиртных напитков и пива в общественных местах. Во всяком случае, по данным Национального статистического комитета, объем реализации плодовых вин в Беларуси в январе—феврале текущего года сократился на 31,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Их продано свыше 1632 тыс. декалитров. Суммарные же продажи всех спиртных напитков и пива в абсолютном алкоголе за два месяца составили 1416,9 тысячи декалитров. Зафиксировано снижение на 4 % по сравнению с прошлогодним уровнем. Существенно, на 20 %, упали продажи слабоалкогольных напитков. Возможно, частично это объясняется их удорожанием, как и снижение на 31 % объема продаж коньяка и бренди. Практически не изменились объемы реализации пива — 4592 тыс. декалитров (рост на 2,2 %). Но, очевидно, и врачей-наркологов, и правоохранительные органы, и общественность должен встревожить рост продаж водки и ликероводочных изделий на 11,6 %, до 1820 тысяч декалитров за два месяца. Так что падение потребления в чистом алкоголе пока незначительно, «градус» в немалой мере возмещен за счет более дорогой, но все еще доступной водки. Наблюдая, как пустеют полки с ней под конец выходных дней или в дни праздников, в этом нетрудно убедиться.

При этом виноградные вина остаются менее востребованными и из-за своей цены, и из-за господствующих традиций потребления: продано за два месяца всего 430 тыс. декалитров, более чем в 10 раз меньше, чем пива, и в 4 раза меньше, чем водки. И то реализация упала на 7 %. Хотя все страны, которые стремятся уменьшить степень алкоголизации населения, кроме ограничений на крепкие напитки, делают ставку на их замещение менее крепкими, прежде всего вином и пивом. Это, конечно, не означает широкую пропаганду и повсеместное насаждение. Но стоит помнить об исконных традициях, которые укоренены в культурах европейских народов. Наши предки варили пиво и мед, причем для «веселия», а не для помрачения ума. А также иногда употребляли привозные вина, более характерные для южных народов Европы (парадоксально, но граница между пивной и винной традициями на нашем континенте проходит по… бывшим рубежам Римской империи). Водка появилась 400—500 лет назад и всегда справедливо подвергалась регулированию со стороны государства. И хоть сторонников культурного пития нынче принято ругать, умеренность все же лучше, чем крайности.

Статистика говорит нам, что всего через розничную сеть за два месяца продано алкогольных напитков и пива на 2 трлн. рублей (как уже говорилось, это десятая часть всего розничного товарооборота). Это существенная, но уже не решающая сумма. Торговля способна найти иные способы заработать, а люди — возможности сделать жизнь ярче, веселее, интереснее. Не стоит отрекаться от традиций, но и обманывать себя алкогольным дурманом тоже не стоит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter