"Не стертые в порошок"

Недавно исполнилось десять лет со дня, можно сказать, второго рождения ПРУП "Молодечненский завод порошковой металлургии". Общими усилиями руководства и коллектива предприятие было буквально вырвано из цепких лап экономического кризиса и получило новую жизнь. С каждым годом показатели росли, и сегодня завод является вполне жизнеспособным.
Правда, количество проблем, тормозящих дальнейшее развитие предприятия, хоть и уменьшается, но незначительно. Некоторые преследуют завод еще с момента его открытия. Но обо всем по порядку.
Завод порошковой металлургии был построен чуть более двадцати лет назад. Основное предназначение -- производство изделий из металлических порошков. Это группы фрикционных, антифрикционных и конструкционных изделий (тепловые трубки, фильтры). Продукция очень специфическая и предназначена для комплектации автотракторных предприятий, машиностроительной и электротехнической отраслей.
В советские времена завод занимал огромную площадь в 30 гектаров. Проектная мощность была рассчитана на выпуск 10 тысяч тонн изделий в год. Подсчеты тогда велись именно в тоннах. Такие большие объемы, заложенные в производство, себя едва оправдывали даже при условии, что металлический порошок стоил дешевле проката. А рынком сбыта был весь Советский Союз.
Проблемы на заводе начались чуть ли не с момента открытия. Отечественное оборудование оказалось практически неработоспособным. В итоге часть станков пришлось менять на импортные аналоги, которые эксплуатируются до сих пор, производя качественную продукцию. Но из-за неполной и некачественной комплектации так и не были полностью освоены производственные мощности завода.
С "перестройкой" все проблемы удвоились. А в 1995 году предприятие практически остановилось. Новому директору Олегу Топалову достались в "наследство" один миллион 100 тысяч долларов кредитов по заработной плате, которая не выплачивалась в течение трех месяцев, и задолженность по энергоносителям почти 380 тысяч долларов. С большим трудом тогда удалось сохранить предприятие.
Сейчас кризис миновал. Завод выбрался из лежачего положения. Были выплачены задолженности по заработной плате. И нынешние показатели говорят сами за себя.
Завод в месяц выпускает примерно на 650 млн. рублей продукции, подсчет которой идет уже не в тоннах, а в рублях. Так называемой тяжелой "болванокерамики" уже не делают. Изготавливаемые детали стали гораздо легче, точнее, сложнее. Их производится 560--600 тонн в год, что вполне достаточно для существующего рынка. Ежегодно добавляется 14--16 процентов новых изделий. Так, в 2004-м освоено 32 наименования новых видов продукции на сумму 773 миллиона рублей, а за истекший период нынешнего года -- 39 наименований на сумму около миллиарда рублей.
Только одними показателями жив не будешь. А они, к сожалению, реальную ситуацию на предприятии полностью не отражают. Сейчас рентабельность завода составляет 19 процентов, что совсем неплохо, но нерешенные проблемы остаются. И к старым добавляются новые.
-- Несмотря на успехи по показателям (темпы роста производства 110--112 процентов, экспорт 126--128 процентов), нельзя сказать, что общая ситуация кардинально поменялась в лучшую сторону, -- рассказывает директор ПРУП "Молодечненский завод порошковой металлургии" Олег Топалов. -- Износ основного оборудования составляет порядка 90 процентов. Кроме того, продукция у нас специфическая -- под конкретного заказчика, от экономического положения которого зависит объем заказов.
Основные потребители -- Минский тракторный завод, МАЗ, Гродненский автоагрегатный завод, некоторые российские предприятия. Заказчики есть, равно как и долги с их стороны. Вот один из примеров.
На протяжении 2005 года ежемесячная задолженность Гродненского завода автомобильных агрегатов достигает 80 миллионов рублей. Объемы закупаемой у нас продукции уменьшились в два раза, составив в среднем менее 40 миллионов рублей. На сегодняшний день завод нам должен около 70 миллионов. В среднем долги составляют порядка 250 миллионов рублей в месяц при объемах производства в 650 миллионов.
Мощности завода позволяют увеличить выпуск продукции до 750--800 миллионов рублей в месяц. Но куда ее девать? Аналогичные предприятия есть в России, и цена на их изделия примерно на 20 процентов ниже, чем на белорусские. Конкуренция высока.
-- Мы нашли выход из ситуации, -- говорит Олег Топалов. -- В России практически не производятся фрикционные изделия, и здесь мы конкурентоспособны по цене и качеству. Их мы стараемся делать больше. Отсюда и положительная рентабельность. У нас есть целый коллектив, способный производить только эти изделия.
А более высокая ценовая планка на нашу продукцию напрямую связана с тарифами на электроэнергию (в России на 36 процентов меньше) и налоговой нагрузкой (в России на девять процентов ниже). В результате снижается экспорт. На сегодняшний день он составляет порядка 50 процентов от общего объема. В Россию отправляется 98 процентов экспортируемой продукции, остальное покупают украинские и эстонские предприятия.
Функции ненужного балласта продолжает выполнять оставшийся с советского прошлого "багаж", на обслуживание которого тратится порядка 70 миллионов рублей ежегодно. Это в первую очередь земля и неиспользуемые помещения (инженерный корпус площадью в 4000 квадратных метров, бездействующий в течение 10 лет), за которые приходится платить заводу из собственного кармана. Они просто не нужны для такого предприятия в нынешних масштабах. По словам директора, очень сложно передать такое наследство на баланс какой-либо местной организации даже бесплатно. Недавно удалось отдать около семи гектаров земли районным властям. Выигрыш составил шесть миллионов рублей в квартал, но проблема полностью не решена.
И это еще не все. На балансе предприятия два общежития на 1135 мест, где проживает лишь 112 работающих на заводе семей. Задолженность жильцов общежития заводу составляет 23 миллиона рублей, а убытки за 11 месяцев достигли 70 миллионов!
Порядка 50 миллионов за год ушло на оплату проверок всевозможных контролирующих организаций.
В течение десяти лет завод активно оказывает шефскую помощь СПК "Восход-Агро". Выделяются специалисты, автотехника и 10--12 миллионов рублей в год. Взамен работники завода получают землю, где им разрешают сеять картошку.
-- Если подсчитать все выплаты, набегает довольно солидная сумма, которую можно с успехом было бы добавить к 100 миллионам рублей, вложенных нами в собственное производство за десять месяцев, -- говорит Олег Топалов. -- Тем более что сейчас цены на материалы поднялись (100 процентов сырья закупается в России и Украине) на 20 процентов, а с нашей стороны увеличение стоимости продукции возможно только на 6,5 процента. В таких условиях дорога каждая копейка. Но оптимизма мы не теряем и готовы работать дальше.
Особое внимание на заводе уделяется постоянному повышению качества выпускаемой продукции, что делает ее конкурентоспособной. Так, совместно с Институтом порошковой металлургии разработан специальный стенд для испытаний, который будет изготовлен на Минском тракторном заводе.
Для экономии средств предприятием ежегодно выполняются мероприятия по энергосбережению. Раньше зимой на электроэнергию тратилось около 120 миллионов рублей, теперь 100. Порядка 25 миллионов удалось сэкономить благодаря переходу на природный газ. Мероприятия по энергосбережению за десять месяцев нынешнего года позволили выйти на уровень энергосбережения минус 18 процентов.
Кадровый вопрос также требует решения. Высококвалифицированных специалистов не хватает. Нужны инженерно-технические работники, инженеры-механики, инженеры по обработке металла давлением. Чтобы в достаточном объеме освоить порошковую металлургию, необходимо иметь опыт работы три--пять лет.
Основные направления, по которым работает завод, имеют запас надежности примерно до трех лет. Но это не означает, что беспокоиться нечего. Очередного падения предприятие может и не выдержать. Коллектив делает все возможное, чтобы подобное не повторилось. Экономических кризисов в Беларуси, к счастью, не предвидится. А нынешние заводские проблемы вполне решаемы. Необходим только грамотный и понимающий подход ответственных за решение этих вопросов государственных структур. И тогда порошковую металлургию ничто не сотрет в порошок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter