Невыспавшиеся водители стали причиной гибели 15 человек за год

Не спи, виновен будешь

Каждая 4–я автомобильная авария в мире случается из–за того, что водитель заснул на дороге. Увы, происходит это не только ночью на пустой трассе с припозднившимися путешественниками. Но и днем — с человеком, который провел всю ночь в кровати. Банальный храп может привести к авариям на дорогах. Если ночью водитель плохо спит, то днем в полудреме легко может отключиться за рулем. Всему виной — синдром апноэ.


По статистике, в нашей стране более 50 ДТП с пострадавшими происходит по вине сонных водителей. Анна Банадык, инспектор по особым поручениям УГАИ МВД, говорит, что за 11 месяцев этого года 54 аварии, по информации инспекторов, случились из–за переутомления. В них погибли 15 человек и 62 получили травмы. Но сказать, что эта цифра точная, нельзя. Причина указана со слов самих виновников происшествий. В ГАИ не исключают, что таких ДТП на самом деле могло быть больше. Просто не всегда этот факт озвучивается водителями вслух. Между тем медики провели исследование и выяснили: невыспавшийся человек имеет в 4 раза больше шансов попасть в ДТП, чем пьяный.

В зоне риска


Засыпание за рулем может быть следствием не только единичного недосыпа перед поездкой, но и системного расстройства организма. Наиболее частым подобным недугом является синдром обструктивного апноэ сна. Одним из признаков болезни является храп, при котором снижается количество вдыхаемого воздуха, вплоть до скоротечной остановки дыхания, что вызывает повышенную сонливость днем. Сколько именно человек в нашей стране подвержены этому заболеванию, сегодня не берется сказать никто. Дело в том, что диагностику этого недуга делают лишь те, кто уже сам столкнулся с проблемой храпа и решил, что так дальше продолжаться не может.

Теплый воздух в салоне, езда в темноте, пустые загородные дороги — все это убаюкивает даже вполне здорового водителя. А если у него есть проблемы со сном, риск увеличивается в несколько раз. Поэтому российское общество сомнологов направило в Минздрав предложение сделать проверку на апноэ обязательной в ходе водительской медкомиссии. И тех, у кого синдром будет выявлен в умеренной или тяжелой форме, направлять на лечение. Наши врачи согласны с российскими коллегами. Татьяна Горбат, врач Центра здорового сна, кандидат медицинских наук, говорит, что проблема заболевания апноэ в нашей стране стоит не менее остро, чем в России. Согласно мировой статистике, этому заболеванию подвержены 15% людей в возрасте до 60 лет. А среди пенсионеров и вовсе эта цифра достигает 50%. По мнению Горбат, проводить сомнографию для водителей, в особенности тех, для кого поездки за рулем — работа, просто необходимо. «Я согласна с российскими коллегами в том, что проведение такого испытания необходимо. Ведь человек, который садится за руль, к примеру, автобуса, несет ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров. Водитель, который засыпает за рулем, может убить наших близких».

Со сном бороться бесполезно


Чтобы выявить и вылечить этот недуг, ГАИ рекомендует водителям пройти обследование. «Хронические нарушения сна пагубно отражаются на состоянии здоровья водителей и зачастую становятся причиной ДТП», — говорит Банадык.

Сонное состояние может возникнуть не только из–за апноэ. Но и от приема противопростудных препаратов. К примеру, знаменитого фервекса или его аналогов. «Если чувствуете, что засыпаете, не нужно бороться со сном. Нужно съехать с трассы и отдохнуть–поспать час или полтора», — советует Банадык. Энергетики не вариант. Они плохо влияют на сердце, и в результате вы будете бодры, но при этом самочувствие будет не очень. И снова пострадает реакция.

Самый полезный способ не заснуть за рулем — соблюдать режим. «Если ты устал, то нет таких сил, которые тебе помогли бы. Все популярные средства очень кратковременны. Мозг начинает отключаться вне зависимости от количества выпитого кофе или энергетиков», — уверен Юрий Важник, руководитель Белорусской ассоциации сюрвейеров на транспорте. Конечно, немного может помочь так называемая поющая разметка, которая при наезде колесом издает характерный звук. Но эта мера тоже не всегда эффективна. «Я сам засыпал за рулем, — рассказывает специалист. — Как–то долго задержались на границе и на территорию Беларуси въехали в два часа ночи. Я еду и чувствую, что последние несколько секунд или минут ехал, не осознавая этого. Мы остановились, и я немного поспал. И дорога уже пошла совсем по–другому».

Второй, не менее важный момент, по мнению Важника, — общее состояние здоровья водителя. Его раз в 5 лет оценивает специальная медицинская комиссия. «Прошел медкомиссию — и на следующие несколько лет ты вольный казак. А ведь за это время с человеком может произойти что угодно», — специалист уверен, что некоторые люди специально в беседе с врачами намеренно скрывают некоторые недуги, надеясь получить справку. Кстати, интересно, что во многих западных странах аналогичной врачебной комиссии просто не существует. Но если происходит авария по причине состояния здоровья водителя, то ответственность за это ложится и на того, кто управлял авто, и на его лечащего врача. В свою очередь, медик, если зафиксирует у больного симптом, с которым за руль садиться нельзя, должен сообщить об этом в дорожную полицию. Что касается исследования на предмет наличия диагноза апноэ, то здесь Важник считает, что для начала необходимо собрать статистику этого явления, изучить случаи таких аварий, провести научную работу и только после этого определять, будет ли иметь смысл такое дополнительное исследование.

Задыхаетесь ночью? Пора к врачу!


Как понять, что у вас апноэ? Самый главный признак заболевания — громкий и раскатистый храп с периодическими ночными остановками дыхания. Как они выглядят? «Наблюдающему кажется, будто у спящего пропадает дыхание. В этот момент на несколько секунд прекращается и звук храпа. Потом он всхлипывает и глубоко вздыхает», — объясняет Горбач. Кстати, если апноэ находится в тяжелой форме, то за ночь у человека может случиться до 500 остановок дыхания. В момент, когда человек снова начинает дышать, включается в работу мозг. В результате он просто не успевает отдохнуть, а человек — полноценно выспаться. Следствием такого сна становится тяжелая форма дневной сонливости, вплоть до непроизвольного засыпания в любой обстановке. А особенно в покое или при каких–то рутинных занятиях, например, при управлении автомобилем.

Как правило, к апноэ приводит избыточная масса тела. Также в зоне риска те, у кого окружность шеи больше 43 сантиметров для мужчин и 37 сантиметров для женщин. Попробовать избавиться от храпа и легкой степени апноэ можно и самостоятельно: похудеть, не употреблять спиртное, особенно перед сном, вести здоровый образ жизни. Если вы нашли у себя ряд симптомов, стоит провериться. Диагностируют заболевание довольно просто. Вечером к пациенту домой приезжает медсестра и устанавливает датчики. Система похожа на систему холтеровского мониторирования. Лечение предполагает различные способы: начиная от изменения образа жизни и заканчивая специальной терапией.

isaenok@sb.by

Фото Владимира ШЛАПАКА.

Советская Белоруссия № 251 (25133). Четверг, 29 декабря 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter