Не спешите в ВТО

По мнению многих экспертов, вступление Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) способно сильно «переформатировать» экономическое пространство СНГ. А также отразиться на двустороннем сотрудничестве государств Содружества, в том числе и России с Беларусью. Об этом мы беседуем с председателем Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, членом Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике Алексеем ОСТРОВСКИМ.

– Алексей Владимирович, что дает Украине членство в этой международной организации?
– Государства стремятся вступить в ВТО в надежде улучшить свою внешнеторговую деятельность и получить больше выгод от доступа  иностранных товаропроизводителей на свой рынок. Процесс вступления того или иного государства в ВТО сопровождается длительными переговорами, в ходе которых «кандидат», исходя из особенностей и задач отечественной экономики, пытается выторговать как можно больше уступок и, наоборот,  смягчить требования на свой счет.
После вступления в организацию взятые обязательства и выгаданные преференции становятся нормами без всяких исключений. Более того, уже нельзя в рамках какой-либо другой региональной экономической организации связать себя обязательствами с ее членами, если  они отличаются от тех, которые взяты вами перед ВТО. Забегая немного вперед, скажем, например, что сформировать некий Таможенный союз в рамках всего нашего СНГ уже не удастся, если сегодня Украина вступает в ВТО на одних условиях, Казахстан – на других, Беларусь – на третьих, Россия – на четвертых и так далее. Некоторые страны СНГ, как известно, уже вступили: Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия.
– Как-то уж слишком быстро подошла очередь Украины…
– Нельзя сказать, что подкралась незаметно, однако элемент неожиданности присутствует. Нынешнее руководство этой страны, многие политики и эксперты считают, что вступление Украины в ВТО – это позитивный шаг в направлении либерализации ее экономики и возможность проникнуть на товарные рынки ЕС.
Правда, некоторые производители забили тревогу. Например, аграрии. Они опасаются, что вступление в ВТО негативно скажется на ведущих украинских отраслях – производстве сахара, молока и овощей, поскольку на сегодняшний день они не отвечают стандартам ВТО.
При этом импорт, указывают они, обязательно увеличится в два-три раза.  И вскоре может возникнуть ситуация, когда украинские  товары будут вытеснены с родных прилавков.

– Вы имеете в виду продукцию аграрного сектора?
– Это касается не только продовольственных товаров. Украина вступила в ВТО не на самых выгодных условиях. В частности, ей пришлось серьезно снизить ввозные и вывозные пошлины на металлопрокат, лом, изменить закон о безопасности пищевых продуктов. Это может сильно ударить по ее экономике, снизить конкурентоспособность многих отраслей.
– Иными словами, вступление Украины в эту организацию имеет как свои плюсы, так и минусы?
– Они считают, что плюсов больше. Однако нет уверенности, что экономические интересы были главными для переговорщиков. Изначально к интеграции во Всемирную торговую организацию в Киеве относились не столько как к экономической, сколько как к политической и идеологической проблеме.
Именно в этом контексте возникает вопрос о том, насколько изменятся отношения Москвы и Киева после того, как Украина станет полноправным членом ВТО.
– Вот тут-то есть серьезные опасения относительно того, что в будущем наши отношения ожидают только солнечные дни...
– На самом деле в России многие эксперты опасаются, что вступление Украины во Всемирную торговую организацию может негативно отразиться на  наших отношениях. Дело в том, что Украина после официального объявления ее членом ВТО войдет в Рабочую группу по России. И украинские чиновники вряд ли упустят возможность предъявить нам требования различного характера –  даже те, которые не входят в компетенцию ВТО. Это могут быть и энергетические вопросы, и вопросы санитарных норм и даже замороженная проблема раздела активов бывшего СССР. 
А вот на Украине боятся – и не без оснований, –  что Россия начнет выстраивать свою систему защиты рынка от зарубежных товаров, которые захотят проникнуть в нашу страну через Украину.
Видимо, поэтому Киев стал реанимировать давно уже забытый Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и Россией, подписанный 15 лет назад, но так и не ратифицированный Россией. Следует напомнить, что этот документ появился как альтернатива рамочному Договору о создании ЗСТ в рамках всего СНГ. Тогда, в 1993 году, Украина не захотела его подписать – интеграция в рамках Содружества ее не интересовала. Впрочем, как и сейчас. Именно с подачи Киева вместо создания общей ЗСТ решено было сшить нечто похожее на лоскутное одеяло: каждое государство – участник СНГ подписало индивидуальное соглашение с Россией. И то, что получилось, назвали Зоной свободной торговли.
Сегодня возникают большие сомнения относительно того, что такая зона будет создана. Обстоятельства изменились. Во-первых, теперь надо будет перестроить основы этой самой зоны в соответствии не с условиями, которые могут установить стороны между собой, а с нормами ВТО. Причем с теми из них, на которые согласилась при вступлении Украина. Как будто у России не могут быть свои взгляды на это.
Во-вторых, сразу после объявления о предстоящем принятии Украины в ВТО уже Еврокомиссия  заявила, что она намерена  до конца года  создать с Украиной свою зону свободной торговли. 
Представляется, что эта тема еще получит свое продолжение, но уже сейчас нельзя исключить, что Евросоюз, таким образом, стремится внести диссонанс в отношения России и Украины.
– Почему?
– Потому что наши государства по-прежнему рассматриваются Западом ключевыми игроками на просторах СНГ, в том числе когда речь идет о возможном создании с их участием различных политических и экономических союзов.
Пример – история ЕЭП. Теперь уже мало кто помнит, но когда была предпринята попытка сформировать Единое экономическое пространство четырех государств СНГ, одной из важнейших задач ставилась координация процесса одновременного и на одинаковых условиях вступления России, Украины, Казахстана и Беларуси в ВТО. Правда, пока одни киевские политики рассуждали об этом в Москве, другие договаривались в Женеве по конкретным пунктам индивидуального вступления… В результате получили то, что имеем. Но поезд уже ушел.
– Какой все же видится судьба Единого экономического пространства СНГ?
– В дискуссиях на эту тему многие эксперты Украину в счет уже не берут. Большие надежды возлагаются разве что на ЕврАзЭС. Ее участники значительно больше, чем остальные члены Содружества, координируют свои действия на внешних рынках. Это позволило приступить к  непосредственному строительству Таможенного союза в Сообществе. Параллельно с работой по его оформлению пойдет и формирование единого экономического пространства. ЕЭП для стран – участниц ЕврАзЭС – это полная свобода передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. А значит, более тесная интеграция, чем в рамках ВТО, которая регулирует только передвижение товаров.
Однако определенные проблемы  сделали возможным учреждение Таможенного союза в рамках всего лишь трех из шести ее членов. Остается  надежда, что и остальные подтянутся, догонят лидеров, поскольку политическая воля присутствует.
Подписанные недавно в Москве соглашения о Таможенном союзе направлены на установление единого торгового режима в отношении третьих стран (единое таможенно-тарифное регулирование,  вывозные таможенные пошлины, правила определения страны происхождения товара и прочее).
Надо сказать, что Казахстан, Россия и Беларусь согласовали около 70 процентов документов, что и позволяет делать уверенные шаги в данном направлении. Процедуры по унификации таможенных тарифов готовятся провести Таджикистан и Узбекистан. А вот Киргизии, чтобы войти в Союз, необходимо урегулировать свои взаимоотношения в формате ВТО.
Реально Таможенный союз должен  заработать  к  2010  году. В соответствии с планом его формирования в 2008–2009 годах тарифы ввозных и вывозных пошлин должны стать для «тройки» полностью эквивалентными, а любые пошлины во взаимной торговле – недопустимыми. Этим в дальнейшем займется наднациональный орган, который получит полномочия по регулированию внешнеторговой деятельности стран-участниц.
Но если достичь этого не удастся и получится так, что Россия, Беларусь и Казахстан вступят в ВТО на кардинально разнящихся условиях, тогда  никакого полноценного Таможенного союза не получится и не может получиться.
– Пока же шанс остается, и именно поэтому желание Киева вести переговоры с Москвой относительно создания отдельной зоны свободной торговли бесперспективны?
–  Наши украинские друзья должны будут вести переговоры не только с российским правительством, но и с правительствами Беларуси и Казахстана. А также с ВТО, для того чтобы, как и Киргизия,  освободиться от некоторых  «неудобных» обязательств, которые могут войти в противоречия с правилами нового Таможенного союза. Нетрудно представить, насколько это сложный и трудоемкий процесс, ведь необходимо снова провести переговоры со всеми государствами – членами ВТО, а их сегодня более 150. 
Мы уже говорили о существовании на двусторонней основе целой дюжины зон свободной торговли стран – членов СНГ с Россией. Они мало способствуют повышению степени интегрированности Содружества в целом, но определенный вклад в поддержку экономик ее участников вносят. Очевидно, что и эти  ЗСТ ждет распад.
– Какие вы прогнозируете последствия?
– Думаю, что это чревато ухудшением экономического положения большинства стран СНГ, вероятным усилением дезинтеграционных процессов на всей территории Содружества, появлением всевозможных «коридоров» и «осей». И если раньше, при вступлении в ВТО Армении, Киргизии, Молдавии – государств, чей удельный вес в совокупной экономике стран СНГ не так заметен, это было не так чувствительно, сейчас, когда такой статус получает Украина, ситуация несколько обостряется. Это может отразиться и на экономике России – на соседа у нас приходится почти 30 процентов торгового оборота. Но, думается,  Россия выдержит.
Что касается испытаний и потрясений для Содружества в целом, представляется, что они станут ощутимыми тогда, когда в  ВТО вступит Россия.  Но это уже другая тема. Подчеркнем лишь, что минимизировать перечисленные выше негативные последствия для СНГ способно только последовательное проведение в жизнь ныне выбранной стратегии по созданию Таможенного союза  в рамках ЕврАзЭС и четкая координация действий  основных стран этого Сообщества – России, Беларуси и Казахстана по вступлении в ВТО. Альтернативы нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter