Не спать у экрана!

Если бы у нас существовала Академия телевидения, Лилия Хотенко непременно была бы академиком.
Если бы у нас существовала Академия телевидения, Лилия Хотенко непременно была бы академиком. Это без сомнений. Можно не знать, что она - выпускница Белорусской государственной консерватории. Что более 10 лет отдала детской редакции на БТ. Что ее программы были отмечены на 3 всесоюзных телефестивалях, что Хотенко - обладательница высшей награды журналиста в нашей стране - "Золотого пера". Просто много лет автор и ведущая программ "Музыка без границ" и "Планета Арт" пользуется бесспорной популярностью у зрителей. Ее последние работы на телеканале "Столичное телевидение" - циклы "Золотая десятка белорусской оперы" и "Душой исполненный полет". Достаточно один раз увидеть фильм из этих серий, чтобы понять: белорусский телевизионный продукт может и должен быть конвертируемым.

- Лилия Сергеевна, думаю, я - не единственный телезритель, пришедший в восторг от премьеры вашего цикла о Валентине Елизарьеве. Скажите, пожалуйста, сколько лет необходимо отдать телевидению, чтобы научиться делать такие безупречные программы?

- Благодарю за комплимент. Когда приходит опыт? Очевидно, с годами. Необходимо не только овладеть навыками профессии, нужно еще, чтобы пришло и определенное понимание жизни. По этому поводу вспоминается недавний эпизод. Видеоинженер, работающий с нами на съемках, задал мне неожиданный вопрос: готовлюсь ли я к записи или вообще владею темой? Так вот, я хочу сказать, что, во-первых, нужно тему знать, во-вторых, готовиться и, в-третьих, любить то, о чем ты хочешь рассказать зрителю. Разумеется, при условии, что ты умеешь это сделать телевизионными средствами. Но главное, что я поняла благодаря многолетнему опыту работы на телевидении, в нашем деле большую роль играет индивидуальность. Харизма. А это достигается огромной работой, как внутренней, так и внешней.

- То есть вы против того, чтобы оглядываться на тенденции?

- Телевидение - не замкнутое пространство. Поскольку оно является предметом всеобщего обозрения, никто не может себе позволить находиться вне уровня технических достижений, интересов общества. Но иногда можно позволить себе идти против течения.

- Для вас имеет значение, на каком телеканале делать программы?

- Нет. Для меня важно, с кем я работаю. Атмосфера творчества - одна из важнейших составляющих успеха. Вот уже 10 лет мы работаем в тандеме с режиссером Ириной Томашевской. Это высочайший профессионал, человек высокой культуры и тонкого вкуса. Мне кажется, что результаты нашего сотворчества говорят сами за себя.

- Вы так долго работали на БТ. Не скучаете по Макаенка, 9?

- В моей трудовой книжке только недавно появилась вторая запись. С самого первого дня своей карьеры я работала на БТ. И, конечно, смена обстановки после столь длительной стабильности - это некоторый стресс. Но в итоге это обновляет кровь, заставляет иначе взглянуть и на себя, и на жизнь в целом. Что, безусловно, полезно. СТВ - телевидение молодое. У нас работает много молодежи. Я не только делаю два авторских цикла, но и руковожу проектом "Арт-экспресс", который создается силами совсем молодых корреспондентов. Я ими очень довольна.

- Не лень вам заниматься воспитанием?

- Это обоюдное воспитание, надеюсь. Говорят, что телевидению нельзя научить. Но ему можно научиться. Это бесконечный процесс. Мне кажется, что преемственность очень важна в нашей профессии, вне зависимости от канала, на котором ты работаешь. Тем, кто делает первые шаги в профессии, необходимо опираться на лучшие традиции. И точно так же уже состоявшимся мастерам полезен новый взгляд на жизнь.

- Сейчас модно говорить о том, что в Беларуси на телевизионном рынке наконец-то появилась конкуренция. Интересно, как конкретно это ощущают создатели программ?

- Я никак не ощущаю. И, кстати, не могу сказать, что рада этому. Почему-то культура у нас не считается до сих пор сферой, в которую имеет смысл окунаться, под культурные телепроекты не даются большие средства. Жаль. Интереснейших тем для творчества здесь очень много. Огорчает, раз уж зашел такой разговор, не только отсутствие какой-то особенной инициативы. Но также и отсутствие яркой индивидуальности в общей массе программ. В последнее время на телевидении появилось слишком много повторов. Мы не всегда удачно копируем не только российских коллег, но и самих себя. Надеюсь, это просто такой период.

- Как вам кажется, может быть, создание Национальной академии телевидения простимулировало бы творческий процесс на медиа-рынке?

- Разговоры об этом ведутся давно. Это дельная мысль. Я уверена, что творческому человеку стимулы необходимы как воздух. Вопрос только в том, кто возьмет на себя организацию? Лично я не готова переключиться на это. Я хочу заниматься своим любимым делом: общаться со зрителями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter