Вспоминаю времена, когда мастера сатиры пользовались большой популярностью даже в очень приличном обществе.

Не смешно?

ЮМОР1.jpg
Вспоминаю времена, когда мастера сатиры пользовались большой популярностью даже в очень приличном обществе. Процитировать в компании Жванецкого, Арканова, Альтова или прочесть эпиграмму модного Гафта было вполне уместно для самого интеллигентного застолья. Люди разговаривали цитатами из комедий Гайдая или выступлений Райкина. В каждом тексте видели умный смысл, деликатную иронию и скрытую сатиру. Вообще, основной юмор был тонкий и умный. Пусть наивно смотрелись шутки Маврикиевны с Никитичной и жуткая политическая сатира, выраженная в куплетах, но в большинстве все звучало как-то по-доброму. Сейчас, думаю, сложно представить, если в какой приличной компании гость во всеуслышание отмахнул эпилог шоумена Павла Воли, где даже на ТНТ раз пять звучит писк вместо матов. Надеюсь, что вы это не воспримете как брюзжание человека, у которого при Союзе и трава была зеленее и юмор смешнее. Да нет, Петросян ни тогда, ни сейчас мне не смешон. А вот даже нового Жванецкого и сейчас слушаю с удовольствием. Мне видится, что очень многое, что мы слышим и видим, должно заставлять людей немного задуматься, как говорится, получить послевкусие. А иначе же можно скатиться до технологии: захотел посмеяться - вдохнул веселящего газа и готово. Зачем задумываться. Приблизительно это и делают любители спайса. Так ведь и любовь сделают бесконтактной. Только устроит ли это всех? 

Аркадий Райкин. 
"Вкус специфический" 
"


Времена в меру доступного для народа юмора пришли больше с хрущевской оттепелью. До этого шутить мог только вождь или пару актеров на уровне комедии "Волга-Волга". К примеру, товарищ Сталин славился своим юмором с большим подтекстом. При разработке автомобиля "Победа" планировалось, что название машины будет "Родина". Сталин иронически спросил: "Ну и почем у нас будет "Родина?" Название автомобиля сразу изменили. Есть его известная шутка по поводу любимца маршала Рокоссовского. Сталину доложили, что у маршала появилась любовница - известная красавица и актриса Валентина Серова. И, мол, что с ними теперь делать будем? Сталин вынул изо рта трубку, чуть подумал и сказал: "Что будем, что будем... Завидовать будем!" Любил пошутить и Никита Сергеевич Хрущев. Но его шутки нередко шокировали мировую общественность. Однажды, находясь с визитом в самих США, он не постеснялся заявить с высокой трибуны буквально следующее: "Мы вас похороним!" Америка нервно вздрогнула - мало кто понял и поверил, что Никита Сергеевич имел в виду не буквальные похороны, а исторический процесс преодоления капитализма социализмом. При Леониде Ильиче Брежневе больше шутили про него, нежели вообще. Тем не менее появился КВН, программы "Кабачок "13 стульев", "Вокруг смеха", все больше разрешали юморить со сцены, и не только Аркадию Райкину. Перестройка вообще дала волю всем прозаикам, писателям и поэтам. Но от этого смешнее они писать не стали. Просто в юморе появилось модное самобичевание. Борис Ельцин тоже был шутником, особенно с учетом того, что иногда делал заявления не совсем трезвым. Вот несколько: "Денег мало, а любить людей нужно много", "Рожаете вы плохо. Я понимаю, сейчас трудно рожать, но все-таки надо постепенно поднатужиться", "Я сегодня ночью - ну как-то готовился. Ну решил на свежую голову, так сказать, часа в два ночи почитать Пушкина. И вы знаете, оказалось на так просто". Независимость брали кто сколько хотел, и понеслась свобода юмора. 

ЮМОР3.jpg
Артисты эстрады и бывшие кавээнщики стали все чаще затрагивать темы слегка пахабные. Появилась новая ветвь резидентов "Комеди клаб" и пакет шуток "ниже пояса". Притом сначала это было дерзко, но реально смешно. Не всегда умно, но как-то жизненно и справедливо. Любой проект требует подпитки (не финансовой) или смены актеров. Но это же деньги, кто от них откажется добром. Потом "Комеди..." стало скучнее, пошлее, низменнее, грязнее и туповатее. Непристойности и прямое сквернословие выплеснулось со сцены под гогот тех, кто с губами, как у рыбок, и бородами, как у Хаттаба. Искусство не для всех. Мы с Рублевки, нам понятно и смешно. Для быдла Петросян -- твердили избранные москвичи. Силиконовые девушки и мажоры с часами Rolex боятся оказаться не в тренде. Героев зала, да и нас с вами, буквально оскорбляют и поливают грязью, но все ржут. Когда реально не ржут, то успешно заимствуют смех за кадром из американских ситкомов. Дело в том, что человека с чувством юмора рассмешить труднее, поэтому любят для острастки и успеха к этому добавлять пару фраз про половые органы, испражнения да еще с должной пантомимой. Бернард Шоу заметил, что некоторых людей можно развлечь, только поскользнувшись и упав на обледенелой мостовой. Но ведь не хочется, чтобы это стало основой юмора. Я против очередного Петросяна, но мне нравится Жванецкий. Вот из последнего: 

Михаил Жванецкий 
"Кто я такой, чтобы не пить"
"
"


Где взять чувство юмора? 


ЮМОР2.jpg
Хочу, чтобы этот блог закончили читатели. У вас это зачастую очень интересно получается. Ведь еще никому не удалось дать смешное определение смешному. По мне, так в современном юморе не хватает какой-то доброты и желания задуматься. Мне кажется, что чувство юмора - это проявление ума. Ведь в улыбке есть некие начала примирения, тогда как смех часто выражает собою отказ от мира и продолжение конфликта. Юмор стал злее и оскорбительнее и больше звучит как сарказм с его язвительностью и каким-то разоблачением. Мне кажется, что в современном юморе отображается какая-то внутренняя озлобленность целых пластов современного общества, замешанная на зависти, гневе, мнимой несправедливости и еще каких-то отрицательных эмоциях. Как заметил Шендерович: "Современная сатира - это острие правды, смазанное ядом". 

А что думаете вы?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter