Что изменится в работе контролирующих органов и о чем Лукашенко предупредил проверяющих

«Не штрафы нужны и наказания, а улучшение работы предприятий»

21 мая на совещании у Президента Беларуси обсуждали совершенствование контрольно‑надзорной деятельности. Этот вопрос требует постоянного внимания — ведь на кону не только эффективность деятельности субъектов хозяйствования, но и жизнь, здоровье людей, национальная безопасность государства в целом. Поэтому очень важно найти оптимальный баланс между деятельностью контролирующих и правоохранительных органов и интересами экономики и бизнеса. Свою позицию по этому поводу Александр Лукашенко обозначил четко и доходчиво:
— Никакого давления на предприятия, организации, субъекты хозяйствования и на людей быть не должно. Мы не должны людям мешать работать. Но если кто‑то заслуживает того, чтобы его проверили, его надо проверять столько, сколько нужно. Плачи и стоны здесь абсолютно ни к чему… Система должна быть выстроена, и она должна работать.

Негативные тенденции пока не изжиты. Зачем понадобилось совершенствовать контрольно-надзорную деятельность?

Еще в 2009 году на основании Указа № 510 в стране была сформирована целостная система контроля. Спустя восемь лет, в 2017‑м, ее комплексно модернизировали исходя из потребностей государства и общества, а также, как подчеркнул Александр Лукашенко, с учетом пожеланий отдельных «особо плачущих» и «перетрудившихся», кому число проверок казалось избыточным. Был пересмотрен перечень контролирующих органов, сокращены дублирующие сферы контроля, ужесточены требования к назначению проверок и работе контролеров. Результат не заставил себя ждать. По словам Президента, Комитет государственного контроля ежегодно информирует о снижении проверочной нагрузки на субъекты хозяйствования:

— Согласно отчетам КГК в прошлом году по сравнению с 2019 годом общее количество проверок сократилось почти на 30 процентов (с 8822 в 2019 году до 6,5 тысячи в 2023 году).

Дыма без огня не бывает. О бюрократии и «ловле блох» в работе контролирующих органов

В то же время на фоне улучшения статистических показателей по-прежнему не изжиты негативные тенденции в контрольно-надзорной деятельности. В частности, под видом профилактических форм контроля — разного рода мониторингов, технических осмотров — порой проводятся полноценные проверки, заметил Александр Лукашенко:

— Что такое полноценная проверка, все прекрасно знают — по содержанию и по времени. Иногда там сидят месяцами, когда можно все сделать за несколько дней. В целом по стране вырисовывается цифра в 300 тысяч таких мероприятий в год (якобы профилактических). Согласитесь, впечатляющая цифра. И только после того как я указал вам на недопустимость такого подхода, цифры снизились примерно наполовину.


К сожалению, добавил белорусский лидер, так и не прекратилась практика многократных посещений одного и того же предприятия по идентичным вопросам:

— Контролеры, приходя один за другим, требуют представлять колоссальный объем документации. То есть фактически занимаются бюрократической возней и ловлей блох, как в народе говорят.

Александр Лукашенко привел конкретный пример. В период уборки зерновых (июль — август 2022 года) проверяющие посетили ОАО «Оснежицкое» 49 (!) раз, в то время как записи в книге учета проверок сделали лишь дважды. При этом данное хозяйство в Пинском районе среднее по показателям. Подобные примеры, по информации помощников Президента и председателей облисполкомов, увы, не единичны.


Впрочем, Глава государства делает скидку на то, что губернаторы и руководители предприятий, естественно, могут считать число проверочных мероприятий избыточным, однако справедливо подчеркивает, что «дыма без огня не бывает». Более того, Александра Лукашенко смущает вот какой подход:
— Самое возмутительное то, что порой проверяют абсолютно не те организации, которые следовало бы проверять. По-другому нельзя объяснить случай, когда мне нужно лично вмешиваться, чтобы навести порядок, как с тем же ценообразованием. Усилия проверяющих часто направлены именно на поиск недостатков и применение штрафных санкций. 

А надо бы — на улучшение результатов деятельности предприятий. Нам не штрафы нужны и наказания или какие-то санкции, а улучшение работы предприятий.

В этой связи Глава государства дал поручение кардинально разобраться в ситуации, изменить стиль и методы работы.

Никакого давления быть не должно. На что Президент ориентировал контролеров

Правительство подготовило проект указа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Разрабатывали документ более двух лет.

— Администрация Президента и Правительство крутили его несколько раз, подключая все заинтересованные ведомства. В результате проект содержит ряд новаций: от смещения акцентов в работе контролирующих органов в сторону профилактики до выведения прокуратуры из-под сферы действия Указа № 510, — обратил внимание Александр Лукашенко.

Однако с учетом значимости этого правового акта для страны Президент не склонен спешить с принятием окончательного решения. Вопросов у Главы государства много. Станут ли предприятия после подписания этого документа работать эффективнее? Снизится ли проверочная нагрузка и при этом не будет ли ослаблен контроль?


— Я сейчас говорю про те сферы, где существует реальный риск причинения вреда национальной безопасности, жизни и здоровью граждан, — уточнил Александр Лукашенко.

И еще раз предупредил всех ответственных:
— Никакого давления на предприятия, организации, субъекты хозяйствования и на людей быть не должно. Мы не должны людям мешать работать. Но если кто-то заслуживает того, чтобы его проверили, его надо проверять столько, сколько нужно. 
Плачи и стоны здесь абсолютно ни к чему. Контрольные, правоохранительные органы должны относиться к нашим предприятиям как к своим детям. Они нас кормят. Поэтому нельзя им мешать работать. Система должна быть выстроена, и она должна работать.



ОТ КАРАТЕЛЬНОГО УКЛОНА — К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ: КАК ИЗМЕНИТСЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРАНЕ

В Беларуси появится новый документ, который усовершенствует контрольно-надзорную деятельность. Соответствующее решение принято по итогам совещания у Президента. Представленный на мероприятии проект указа Глава государства отправил на доработку. Участники совещания пообещали, что новый нормативный правовой акт будет подготовлен к августу этого года. Подробности журналистам рассказал первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков.

Требование — изменить суть и методы

По словам первого вице-премьера, документ сбалансирован и в целом Президентом согласован. Более того, он решает поставленную белорусским лидером задачу — изменить стиль и методы проведения контрольно-надзорной деятельности. Почему же тогда проект указа будет дорабатываться? Николай Снопков подчеркивает:
— Президент очень глубоко и тонко чувствует вопрос. Доработка документа — это реакция на позицию председателей облисполкомов. Суть ее заключается в том, чтобы изменить стили и методы целеполагания проверок. Вопрос очень актуальный. 
Целью проверки является нахождение нарушения или нахождение нестыковок в законодательстве, несоответствия в нормативных правовых актах (зачастую противоречащих друг другу), которое приводит к нарушению. Если целью проверки будет являться именно такой формат, это в конечном итоге будет обеспечивать второе требование Президента, с тем чтобы проверка завершалась не наказанием, а повышением эффективности работы предприятий, отраслей и так далее.

Ключевые новации документа

В ходе совещания Николай Снопков представил основные новации документа. Так, проект указа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности предусматривает два ключевых направления.

ПЕРВОЕ. Минимальное вмешательство со стороны государства в деятельность субъектов хозяйствования.

Как пояснил первый вице-премьер, исключается излишний контроль за счет сокращения проверочных мероприятий и дублирующих функций проверяющих.
В ЭТИХ ЦЕЛЯХ ПРОЕКТОМ УКАЗА ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

установить периодичность проведения мониторингов не чаще одного раза в три месяца;

 ввести запрет на проведение мониторингов в течение года после проведения проверки (за исключением случаев наличия сведений о нарушении законодательства);

 ввести обязанность проверяющих регистрировать книги учета мониторингов и мероприятия технического характера (это существенно упорядочит практику их проведения).
В рамках корректировки Кодекса об административных правонарушениях в него будут включены положения об установлении ответственности проверяющих за невыполнение данной обязанности, подчеркнул Николай Снопков.

Перечень мероприятий технического, технологического проверочного характера и порядок их проведения также заложены в проект указа, ранее они определялись Советом Министров. Эти мероприятия не связаны с проверкой хозяйственной деятельности, их основная цель — предупреждение возникновения аварий, иных чрезвычайных ситуаций, массовых заболеваний посредством проведения постоянного превентивного контроля (надзора). Например, для МВД — наблюдение за уничтожением использованных ампул, флаконов из-под наркотических средств и психотропных веществ, для Минздрава — расследование возникновения профессионального заболевания и т. д. Первый вице-премьер пояснил:
— Указанный перечень оптимизирован путем исключения дублирующих функций: сокращается около 20 мероприятий, а также установлено ограничение по проведению данных мероприятий (около половины из них будет проводиться в два раза реже). Данные меры позволят существенно сократить количество контрольных мероприятий и сосредоточиться субъектам хозяйствования на основных производственных процессах.
ВТОРОЕ. Усиление контроля для защиты государственных и общественных интересов, жизни и здоровья граждан.

Проектом указа устанавливается возможность проведения оперативных проверок по вопросам соблюдения законодательства о ценообразовании, а также требований пожарной безопасности в местах пребывания более чем 300 человек.

 Расширяется перечень оснований для направления материалов проверки правоохранительным органам. Например, в случае неуплаты налогов на сумму более 2 тысяч базовых величин (сегодня это 80 тысяч рублей).

♦ Закрепляются полномочия органов Госфармнадзора за осуществлением государственного надзора за обращением не только лекарственных средств, но и медицинских изделий.

 Расширяется перечень оснований, когда могут быть назначены внеплановые проверки субъектов в течение двух лет со дня их регистрации. Например, к таким основаниям относятся наличие информации о нарушениях законодательства (в этом случае проверка может быть назначена председателем КГК), поручения судов по находящимся в их производстве делам, продолжение совершения выявленного в ходе мониторинга нарушения.

От наказаний — в сторону профилактики

Одновременно проект указа предполагает ряд мер, направленных на смещение акцентов от карательного уклона в сторону профилактики. Николай Снопков уточнил:

— Предусматривается обязанность для проверяющих определять срок устранения выявленных нарушений, исходя из их специфики и объективной возможности устранения в установленный срок. Этот срок может быть продлен однократно по ходатайству проверяемого субъекта. Также предусматривается запрет на привлечение к ответственности руководителя и работников организации в течение года за нарушения, допущенные до их назначения на должности.

Помимо этого, расширяется перечень грубых нарушений, совершение которых должностным лицом контролирующего органа может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. Соответствующую жалобу проверяемый субъект может подать в вышестоящий контролирующий орган или в КГК.

Вводится система оценки эффективности работы контролирующих (надзорных) органов, исключающая привязку штрафов и предполагающая влияние проверки на эффективность деятельности предприятия.
— В целом принятие указа позволит существенно снизить вмешательство контролеров в текущую деятельность предприятий, не ослабив при этом контроль в жизненно важных сферах, своевременно выявлять системные нарушения законодательства и негативные тенденции в экономике и социальной сфере, — резюмировал Николай Снопков.
«ЭТО НЕ ПОСЛАБЛЕНИЯ, А УПОРЯДОЧЕНИЕ»

Председатель Комитета госконтроля Василий Герасимов также прокомментировал журналистам готовящийся проект указа с новациями в сфере контрольной деятельности:


— Я бы не рассматривал это за определенные послабления.  
Проект указа содержит положения, направленные как на усиление контрольной деятельности, так и на ее упорядочение. 
К примеру, взять вопросы двухлетнего моратория на проведение проверок (для новых субъектов хозяйствования. — Прим. ред.). Некоторые субъекты начали этим пользоваться. Поэтому с принятием указа, если будет видно, что субъект нарушает, допустимо проведение проверки. Или вопросы ценообразования. На исполкомах лежит обязанность обеспечивать ассортимент товаров. Но каких-то рычагов у них нет. Соответственно, должны быть какие-то полномочия. Некоторые новации подсказаны самим временем. Например, в стране активно развивается электротранспорт. Сферы контроля такой нет. Минсвязи — мы активно ведем цифровизацию. Соответственно, должна быть такая сфера контроля.

Что до упорядочения, то это в меньшей степени касается проверок, отметил Василий Герасимов:

— Здесь порядок наведен. Это в большей степени касается мониторингов и технических мероприятий. Законодательно они были урегулированы в меньшей степени. Поэтому такие же правила, как по проверкам, вводятся и по этим двум мероприятиям: порядок назначения, кто имеет право, какие документы составляются, какие сроки даются на устранение нарушений субъекту и так далее. Это снизит проверочную нагрузку, потому что урегулированы в том числе вопросы периодичности.

Василий Герасимов подчеркнул, что по итогам обсуждения Глава государства поручил Правительству совместно с председателями облисполкомов до августа доработать представленный документ. Итогом этой работы должен стать указ, нормы которого были бы выгодны для предприятий и организаций, общества и прежде всего для экономики.

konon@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter