Громкое уголовное дело о суррогатном материнстве выявило серьезные проблемы в нашем законодательстве

Не щадя живота своего

Когда беда одного человека превращается в бизнес для другого, об этике и морали речи уже не идет. С развитием репродуктивных технологий появилась возможность заработать на желании бесплодных пар познать радости материнства и отцовства. Причем за весьма приличные суммы. К примеру, для россиян наша страна давно стала “суррогатным клондайком” — мало того что закон у нас полностью на стороне биологических родителей, так еще и такого рода услуги стоят намного дешевле, чем у соседей. А если учесть, что большинство обратившихся за последним шансом стать мамой и папой и в помине не имеют медицинского образования, тут и вовсе открываются заманчивые перспективы.


Предприимчивая Елена (имя изменено) в 2007 году первой в Беларуси начала искать суррогатных матерей для бесплодных супругов. Она открыто рекламировала свои услуги, а за организацию знакомств и встреч получала от клиентов от 2 до 4,5 тысячи евро.

“Живот напрокат” российским заказчикам активно предлагали давно мечтавшие подзаработать белоруски: одной машина новая нужна, другой — квартира, третья устала жить в нищете, в одиночку воспитывая ребенка. В те годы для незамужних или разведенных женщин, решивших стать живыми инкубаторами, еще не существовало никаких юридических препятствий. И таких клиенток у Елены хватало, в том числе из социально опасных семей. Впрочем, эту некрасивую страницу чужой биографии предпринимательница старательно замалчивала, и в медучреждение шли подложные “правильные” документы.

Но основной казус услуг, предоставленных Еленой с 2010 по 2014 год, заключался в их полном несоответствии понятию “суррогатное материнство”. Следственный комитет установил просто вопиющие случаи. Придумав собственный термин “прямое донорство”, предпринимательница попросту предлагала бесплодным клиенткам процедуру искусственной инсеминации — это когда согласившейся выносить чужого ребенка женщине вводят в маточную трубу семя заказчика. В итоге та, которая должна была стать для младенца всего лишь суррогатной матерью, оказывалась его генетическим родителем.

В стране отсутствует система сверки родившихся детей и зарегистрированных в органах ЗАГС, а документы, выдаваемые в родовспомогательных учреждениях, не имеют строгой отчетности и высокой степени защищенности. МВД уже предлагало дополнить Уголовный кодекс статьей, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства в сфере вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе за незаконные сделки с эмбрионами человека. С такой же инициативой выступает и Следственный комитет, который направил Правительству ряд предложений по совершенствованию законодательства

При этом, заключая договор о суррогатном материнстве, Елена требовала от обеих женщин указывать, что процедура ЭКО будет проведена в Санкт-Петербурге в клинике ООО “АВА-ПЕТЕР”. Ну а дальше дело техники: получив деньги, она передавала суррогатным матерям все необходимые документы, которые впоследствии направлялись юристу медучреждения, где рождались дети, и оформлялась передача малышей. Результатом аферы стало то, что трое новорожденных были добровольно отданы их генетическими матерями женщинам, которые не состояли с этими детьми даже в отдаленном родстве.

Дальнейшая судьба младенцев теперь во многом будет зависеть от того, захотят ли генетические матери предъявить на них свои права. Но поскольку главная цель “инкубаторов” — получение денег — уже достигнута, вряд ли они захотят повернуть процесс вспять. А вот провернувшей все это Елене и вовсе удалось выйти сухой из воды. Следствие пришло к выводу, что в ее действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 181 (торговля людьми) Уголовного кодекса Беларуси. Дело в том, что по действующему законодательству под торговлей людьми у нас понимается купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении него, а также вербовка, перевозка, передача, укрывательство человека в целях эксплуатации. Непосредственным объектом при торговле людьми выступает личная свобода человека, лишающая его возможности самостоятельно определять место жительства, род деятельности, превращая в раба, товар, унижая честь и достоинство личности. В описанной ситуации в ходе предварительного расследования факты эксплуатации детей, равно как унижение их чести и достоинства, выявлены не были.

ЦЕНА ВОПРОСА

Минимальная стоимость услуги суррогатного материнства — 15 тысяч долларов. Кроме того, вынашивающая ребенка женщина находится на обеспечении заказчиков все время протекания беременности и месяц после родов. В страховых компаниях условно оговорено, что это около 500 долларов в месяц. Законом предусмотрено и безвозмездное предоставление услуги суррогатного материнства по договоренности двух сторон. Известны случаи, когда ребенка для бездетной пары вынашивала бабушка по материнской линии или родная сестра клиентки медцентра. Еще один пример, когда на выручку бесплодным супругам пришли их друзья. Однако подобные факты носят единичный характер. Примечательно, что с тех пор как обязательным условием для суррогатной матери стало наличие в паспорте штампа о замужестве, безвозмездные сделки и вовсе сошли на нет: многие мужья восприняли эту поправку в закон как еще одну возможность подзаработать на своей жене.

БУДЬ В КУРСЕ

Законодательством установлены определенные требования к суррогатной матери: это должна быть женщина в возрасте от 20 до 35 лет, обязательно состоящая в браке и абсолютно здоровая — перед заключением договора с агентством по подбору суррогатных матерей она проходит специальное медицинское обследование.

Все остальное оговаривается в документах в индивидуальном порядке: иногда обе стороны хотят, чтобы все происходило анонимно, иногда — чтобы была абсолютная прозрачность (то есть пара, которая прибегает к услугам суррогатной матери, может встречаться с ней, знать, где она проживает).

Кроме того, обязанность суррогатной матери — регулярно предоставлять информацию о состоянии своего здоровья, о том, как протекает беременность.

Закон однозначно говорит, что в определенный договором срок женщина, решившая стать суррогатной матерью, обязана отдать ребенка после родов, а обратившаяся к ней пара принять его.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter