Не сбиться с маршрута

За минским общественным транспортом проследят через спутник

За минским общественным транспортом проследят через спутник


Нынче современные технологии спутниковой навигации установлены не только в крутых джипах, но... и на обычных автобусах. Правда, функции у прибора несколько другие. Умное устройство поможет координировать работу разветвленной и сложной системы общественного транспорта в городе. Поди отследи за 3 тысячами автобусов, троллейбусов и трамваев. Теперь - запросто! Достаточно взглянуть на монитор компьютера в центральной диспетчерской КУП "Минсктранс".


...Смотрю на экран. Стрелочки, каждая из которых обозначает автобус, передвигаются по карте города. Одни быстрее, другие медленнее. Пока ситуация под контролем. Нарушений нет. Но стоит кому-то выбиться из графика, как на мониторе диспетчера сразу появится сообщение. Цвет "маркера" изменится на желтый, а при грубом опоздании или опережении - на красный.


- Уже несколько дней система работает в тестовом режиме, - начальник отдела автоматизированных систем управления и вычислительной техники "Минсктранса" Владимир Лежнюк показывает на экран компьютера. - Пока установили GPS-приемники на 55 автобусах, работающих в западной части города. А до конца 2010 года планируем оснастить навигаторами все автобусы, троллейбусы и трамваи.


Конечно, общественный транспорт контролировали и раньше. На некоторых остановках до сих пор стоят специальные столбики, подъехав к которым водители автобусов должны были нажать кнопку на приборной панели в кабине. Информация по телефонному кабелю передавалась диспетчеру. Неэффективно. Таких контрольных точек было слишком мало для большого города, да и устройства можно запросто "обмануть". Проследить за троллейбусами и трамваями - еще сложнее.


- Весь транспорт будет в поле нашего зрения постоянно, - продолжает Владимир Васильевич. - Вся нужная информация появится у диспетчера на мониторе в виде графиков и таблиц: кто вовремя не забрал пассажиров с остановки, кто и вовсе не притормозил, кто превысил скорость... Вообще, на такой приемник можно установить много дополнительных приспособлений. Например, в троллейбусах будем отслеживать температуру воздуха в салоне и наличие токоутечки. Завод "Белкоммунмаш" как раз устанавливает специальные приборы.


Теперь диспетчер сможет узнать о внештатных ситуациях мгновенно. А значит, оперативно связаться с водителем, быстро решить возникшую проблему. Например, развернуть автобус или выпустить дополнительный транспорт на маршрут.


- Как же связаться с водителем, тем более во время движения?


- По громкой связи. На приборной панели загорается лампочка, водителю достаточно нажать кнопку. Все! Разговаривайте с диспетчером, - отвечает Владимир Лежнюк.


Штука удобная. А что думают водители? Ведь теперь за их работой будут следить ежеминутно. Отправляюсь на диспетчерскую станцию "Кунцевщина".


- Никаких проблем не вижу, - говорит водитель автобуса 42-го маршрута Дмитрий Колесников. - Наоборот, решится извечный спор между транспортниками и пассажирами. Теперь я без проблем смогу доказать, что опоздал на остановку из-за затора, а не по собственной безалаберности. Люди ведь у нас очень грамотные и знают расписание не хуже, чем мы: если транспорт не пришел вовремя, сразу звонят руководству.


Стало быть, ответственным водителям система лишь поможет, недисциплинированных заставит задуматься: стоит ли лишний раз поехать не по маршруту, а по своим делам. Увы, бывали и такие случаи...


- Не исключено, некоторые водители в начале эксперимента будут пытаться вывести технику из строя, - считает Владимир Лежнюк. - Однако все возможные уловки нам известны: о них рассказали коллеги из Киева. Как этого избежать? Например, в Украине тем, кто работал на транспорте, оснащенном GPS-навигаторами, повысили тарифную ставку. Что-нибудь похожее придумаем и мы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter