К Минску прикипел душой, это мой второй родной город - Игорь Угольников

«Не самым сложным было подстричь «под ноль» актрис-солдаток из батальона смерти»

Игорь Угольников выжат как лимон, но счастлив: за пять лет снял два резонансных военно-исторических фильма
ВЧЕРА в отечественный прокат вышла новая работа российских кинематографистов «Батальонъ». За два года съемок на производство ленты потратили солидную сумму: почти 380 миллионов российских рублей. Снимали картину с перерывом, в финале подключили продюсерский талант и возможности Федора Бондарчука. Чем зацепит «Батальонъ» сердца, легко ли было всех «девочек» постричь наголо и в чем проявился эффект патриотического кино, в интервью корреспондента «СГ» с генеральным продюсером фильма Игорем УГОЛЬНИКОВЫМ.



— Игорь Станиславович, если события Второй мировой неоднократно экранизированы, то Первая мировая — война забытая. 9 из 10 документов об этом противостоянии утеряны или уничтожены. Почему взялись за это непаханое тематическое поле?

— Когда снял «Брестскую крепость» в 2009-м, задумался о причинах тех трагических событий. И понял, что Вторая мировая война — это незаконченная Первая. Мы серьезно занялись изучением истории, тем более что в последнее время события вековой давности упоминаются больше обычного. В Минске открыли мемориал защитникам Отечества Первой мировой. В России 1 августа объявлено Днем памяти жертв той войны. То есть ее переосмысление будет. Ведь происходящее сейчас в России и Украине созвучно тому, что было тогда 100 лет назад. Поэтому, уверен, наша картина современна. Если бы выпустили ее годом раньше, воспринималась просто как историческая драма.

— Мировую премьеру «Батальона» принял Минск. Почему?

— А кому я должен был показать ее в первую очередь? Конечно же Беларуси, многострадальной, остановившей и в Первую мировую немцев, надвигавшихся на Россию. Так же, как и Брестская крепость была первым шагом к 9 мая…

К Минску прикипел душой, это мой второй родной город: работаю здесь уже 9 лет (руководит Телерадиовещательной организаций Союзного государства. — Прим. авт.). А батальон Бочкаревой как раз воевал под Сморгонью. Жаль, что там снимать военную часть не разрешили: поля в Беларуси перепахивать нельзя, это сельхозугодья. Поэтому батальные сцены делали в Псковской области.

— Неожиданно: в основе фильма история женского батальона смерти. Почему лично вас это заинтересовало?

— Уникальный случай, когда женщины пошли защищать Отечество в то время, когда мужчины уже это не могли сделать. Надо понимать, что в 1917 году свершилась Февральская революция. Подъем нации настолько эмоционально велик, что на фронте уже никто не хотел воевать. Зачем? Мотивация солдат в почти деморализованной армии понятна: «Дома революция, сейчас будут земли делить, а мы тут с немцами… Домой вернемся, наделы получим, а дальше решим, как быть». Ситуация на фронте была катастрофической, поэтому Керенский и создал этот женский батальон.

Можно по-разному относиться к событиям 1917 года, а оценивать следует их все же объективно.

— На страничке своего Фейсбука вы написали, что выпустили фильм, который зажил своей жизнью. Какой судьбы ему желаете?

— Знаете, это как растишь ребенка, а он встает на ноги и уходит. Противоречивые чувства. Так было с «Брестской крепостью», а теперь с «Батальоном». Судьба новой картины зависит от зрителей, хотя в свои работы я как человек и гражданин вложил, точнее, выложился по максимуму. Признаюсь, выжат как лимон, но счастлив: за 5 лет снято два военно-исторических фильма. Что дальше?..

— Может, копнуть глубже, к примеру, обратиться к малоизвестным страницам войны 1812-го?

— Время покажет. Главное, чтобы наши дети, которые придут в кинотеатры, не думали, что мир создан только для них. Судя по моим наблюдениям, поколение XXI века мало слышит, смотрит и интересуется военными темами. В этом вижу и нашу, взрослых, вину.

— Как вам работалось с таким большим количеством представительниц прекрасного пола? Знаю, что в киноленте занято около двух сотен актрис…

— Опыт уникальный. Дорогого стоит, когда все — и эпизодницы, и каскадерши, и массовка — побрились наголо, прошли курс молодого бойца. Они жили с этим все девять месяцев, на площадке считали себя полноценным батальоном, как могли, поднимали «боевой» дух. Самый сложный съемочный день — я этого не забуду никогда, — когда снимали сцены газовой атаки. Девочкам пришлось бежать с настоящими винтовками Мосина со штыками по грязи, в дождь, в противогазах, в которых ничего не видно. Мы молились, чтобы никто из актрис не пострадал. Обошлось без травм. За время работы над картиной только один выбитый зуб, и то не на съемках.

Блистательно справилась с ролью Мария Аронова, сыгравшая командира батальона смерти Бочкареву. Это, к слову, реальная героиня. А графиня Татищева — собирательный образ дворянки, которая шла на передовую. Ее сыграла Мария Кожевникова, которая, кстати, оказалась, как и ее героиня, беременна. К слову, пришлось из-за интересного положения Маши сделать даже перерыв в съемках. Образ Татищевой, появление на свет младенца символизируют: война разрушила четыре мощные империи, на которых держалась мировая политика. Но все это — ради новой жизни.

— Что было самым сложным при работе над картиной? Может, уговорить актрис постричься «под ноль»?

— Не переживайте, у девчонок уже отросли волосы. Побрить наголо действительно было большой проблемой. Но и актрисы, и массовка на это согласились без проблем. Что расцениваю как свидетельство преданности профессии, любви к Отечеству: кто еще сыграет тех героинь из батальона смерти, если не мы?

 Картина невероятно сплотила съемочную группу. В последний день работы на площадке, когда нам с режиссером-постановщиком Дмитрием Месхиевым нужно было объявить окончание съемок, смотрели на актрис и не могли произнести таких слов. Потому что все они уже были как целостный батальон. Актрисы долго обнимались, рыдали. Это эффект настоящего патриотического кино.

— Отснято шесть часов материала, а фильм втрое меньше по хронометражу… Не жаль эпизодов, не вошедших в окончательную версию? 

— То, что не вошло в полнометражную версию, как было и с «Брестской крепостью», включили в 4-серийную телеверсию «Батальона». Его скоро покажут по ТВ. Интересно, что люди в Сети уже рассуждают о достоверности нашего кино. Убежден, зрителя обманывать нельзя, историческое кино снимать нужно честно, с душой, опираясь на правдивые факты. К примеру, когда батальон смерти шел в бой, солдатки читали молитву, обращались к Богу. Или присягали на верность Отечеству под звон колоколов Петропавловской крепости. Мы нашли эту запись. Разыскали знамя с надписью «За веру, царя и Отечество», на котором слово «царя» залатано (в то время Николай II уже отрекся от престола. — Прим. авт.). Нашли настоящий пулемет образца 1916 года, немецкие окопы вырыли, «консультируясь» с фотохроникой. Особенность в том (это мало кто знает), что их линии назывались, как немецкие улицы: Моцартштрассе и другие.

— Игорь Станиславович, от сравнения фильма «Батальонъ» с «Брестской крепостью» никуда не уйти. В «Крепости» есть национальная составляющая. Вспоминаются позывные: «Я — крэпасць! Я — крэпасць!», иные детали. А в новой картине что?

— Царево войско было многонациональным, мы понимали это, но уже во время работы над сценарием столкнулись с проблемами. Под какую музыку уходили солдаты на фронт? В фильме это «Прощание славянки». На самом деле тогда только завершилась революция, назревала другая. И русская армия шла на передовую под… французскую Марсельезу. Вы можете представить себе реакцию зрителей, если бы это было в фильме?

— Кстати, вы остались довольны премьерой в Беларуси?

— Все время, сидя в зале, наблюдал за аудиторией. Зрители были внимательны, воспринимали происходящее на экране с горящими глазами. После показа все тихо выходили уставшими и серьезными. Это самая ценная реакция после кино. Так было и на «Брестской крепости». Вот очень показательное СМС. Светлана Боровская, ваша известная телеведущая, пишет: «До сих пор не могу прийти в себя. Это так актуально. Это чудесное и жуткое кино. А интервью надо было снимать сразу после фильма. Все еще текут слезы».

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter