Не сама машина ходит

Раньше говорили МТС а теперь - агросервис. Тему перевооружения машинно-тракторного парка на селе «Р» отслеживает постоянно. Особенно важно, что основным направлением в этом перевооружении должны стать конструирование, освоение и внедрение в сельхозпроизводство не отдельных машин, выполняющих локальные операции, а технологических комплексов, как по культурам, так и по типам тракторов.
Работа в этом направлении в рамках специальной республиканской программы ведется активно. Но с приходом новых машин и агрегатов, вне всякого сомнения, по-другому должна быть построена и система их обслуживания, ремонта. То есть настала пора перехода на фирменный сервис. Первый шаг уже сделан: претерпели рыночную модернизацию бывшие агропромтехника, агропромхимия, сельхозэнерго, другие более мелкие структурные подразделения. Теперь дело за промышленностью. Ведь сервис должны создать, а точнее, не только создать, но и дать ему гарантированную путевку в жизнь, заводы-изготовители. Они намерены, как мне говорили специалисты на Гомельском и Березовском ремзаводах, использовать для этих целей имеющиеся производственные мощности. Кстати, их вполне достаточно. Так что здесь больших проблем не предвидится, и ведущие предприятия страны – МТЗ и «Гомсельмаш» этим занимаются успешно. Трудности могут возникнуть с финансированием намечаемых проектов. В Минсельхозпроде подсчитали: на них (при четком нормативном подходе) требуется направлять адресно не менее полутора триллионов рублей ежегодно в ближайшие 5—6 лет. Сейчас ежегодно привлекается примерно в пять раз меньше. Более того, в ближайшей перспективе АПК не может рассчитывать на значительные объемы поставок техники за счет средств хозяйств, ведь многие из них вообще находятся на финансовой мели. Следовательно, трудно, даже невозможно обойтись без государственной поддержки. А это не просто распределение «за так», но развитие финансового лизинга, долгосрочной аренды, льготного кредитования закупок техники. Один из важнейших элементов сервиса — организация купли-продажи. Наряду с таким подходом АПК очень надеется на приход инвесторов, их материальную помощь в создании сервисных структур. По некоторым оценкам, она может вылиться в 200—300 миллиардов рублей. По мере технического перевооружения хозяйств и улучшения сферы обслуживания, с ростом рентабельности производства доля государственного финансирования будет уменьшаться, а на селе смогут покупать технику за собственные средства. Появится рынок современной сельхозтехники. В этом должны быть заинтересованы все. Одним из видов масштабного сервиса могла бы стать разработка под заказ села современных технологий производства сельхозпродукции и средств механизации. Сейчас они сосредоточены (кстати, довольно несогласованно) в руках Национальной академии наук, Минсельхозпрода, Минпрома, Комитета по науке и технологиям, всех организаций, которые имеют деньги на разработку новой техники. Координатором по всему комплексу этих проблем в свое время был определен Минсельхозпрод, но он явно не справился с этой своей обязанностью. Может, нужен межведомственный координационный совет, который должен определять перечень и очередность реализации заданий научно-технических программ. Его решения являлись бы окончательными, не подлежащими пересмотру Государственным комитетом по науке и технологиям. Словом, надо делать все, чтобы заказы села, извините за тавтологию, быстрыми темпами продвигались «в объятия» заказчика. Еще одна сторона сервисного вопроса — подготовка и переподготовка кадров. Согласитесь, новая техника требует высококвалифицированных специалистов. Работать на СК-5 «Нива» не одно и то же, что на «Бизоне», «Лексионе» или гомельском КЗР. Здесь требуется коренное усовершенствование всей системы подготовки не только механизаторов. На «Гомсельмаше», скажем, с этим столкнулись на практике и давно уже сами учат и механизаторов, и ремонтников. Наконец, важное звено в разработке, производстве и сервисном обслуживании современных комплексов сельхозмашин для интенсивных технологий — создание корпоративных структур на базе ведущих предприятий. Связанные в единую корпорацию с Минским тракторным заводом, с ПО «Гомсельмаш», предприятия смогут выпускать действительно комплексные наборы техники, расширяя возможности ее применения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter