Санкции давно стали инструментом геополитики, но зачастую их инициаторы получают обратный эффект

Не рой яму другому

На этой неделе министры иностранных дел стран Евросоюза так и не смогли согласовать санкции по Беларуси. Это означает, что даже внутри такого, казалось бы, монолитного объединения нет единого мнения по вопросу эффективности использования ограничительных мер в отношении нашей страны. Официально решение Брюсселя заблокировал Кипр, недовольный тем, что партнеры по ЕС не идут ему навстречу в вопросе выработки мер воздействия на Турцию (киприоты требуют от Стамбула ограничить буровые работы в Восточном Средиземноморье). Однако на деле все намного сложнее. В частности, между странами ЕС до сих пор нет единой позиции насчет того, нужно ли вводить некие запреты непосредственно против Президента Беларуси. Некоторые политики полагают, что в таком случае Беларусь для Евросоюза будет потеряна и не с кем будет вести диалог, выстраивать торговые отношения.

Рисунок Олега Карповича

Как бы то ни было, ущербность призывов к сворачиванию сотрудничества совершенно очевидна для интересов бизнеса и простых людей. Результаты санкций зачастую бывают прямо противоположны для их инициаторов. Однако сильные мира сего продолжают использовать этот инструмент, пытаясь оказать давление на то или иное «непокорное» государство вопреки нормам международного права.

Особенно отличились в этом США, под санкциями которых находится сегодня едва ли не половина планеты (а может, и больше): Россия, Китай, КНДР, Иран, Сирия, Венесуэла, Куба и другие. В минувший вторник, например, Белый дом восстановил в одностороннем порядке оружейное эмбарго в отношении Ирана. Новые ограничительные меры касаются министерства обороны Ирана, компании Defense Industries Organisation и ее руководителя, а также еще нескольких физических и юридических лиц, имеющих отношение к ядерной программе Тегерана и созданию баллистических ракет. А ведь США заявили о своем выходе из соглашения по иранской атомной программе еще в 2018 году. Поэтому другие участники ядерной сделки — Германия, Франция, Великобритания, Россия, Китай — полагают, что США не имеют правовой возможности требовать возобновления санкций ООН против Ирана. И тем более вводить их в одностороннем порядке. Впрочем, разве мнение других стран интересует Белый дом. 

И дело здесь, конечно же, не в пресловутой ядерной программе, которая является всего лишь поводом для оказания давления на Тегеран. Заокеанский интерес к этой ближневосточной стране вполне объясним, ведь Иран входит в пятерку мировых лидеров по запасам нефти и газа и при этом остается суверенным государством, проводящим внутреннюю и внешнюю политику независимо от того, что скажут американцы. Схожая ситуация и с Венесуэлой. С точки зрения США, все страны, не готовые принять условия Вашингтона, тем более проводящие самостоятельную политику, рассматриваются как «легитимная» цель для введения всевозможных запретов. Но стремление во что бы то ни стало наказать непослушных иранцев, венесуэльцев или кого-либо еще зачастую бьет по интересам целых секторов и отраслей американской экономики. 

В частности, действия США на Ближнем Востоке, как отмечают западные СМИ, подтолкнули вверх мировые цены на нефть и поощрили сближение Москвы и Пекина, что совершенно не отвечает американским интересам. Хрестоматийным примером стали события 2018 года. Тогда Америка ввела ограничительные меры против российского производителя алюминия — компании Rusal. «Нежелательные последствия» удара по одному из крупнейших экспортеров почувствовали на себе не только глобальные рынки. Цены на алюминий на внутреннем рынке США подскочили на десятки процентов. Значительные потери понесли крупнейшие компании американского авиапрома и машиностроительные предприятия. В том же году в России был приостановлен целый ряд масштабных совместных проектов, в которых значимая доля принадлежала ведущим нефтяным компаниям Запада.

Когда от санкций страдает экономика, на второй план уходят даже союзнические отношения. Так, минувшим летом глава комитета бундестага ФРГ по энергетике Клаус Эрнст предложил наказать сенаторов США Теда Круза и Джина Шахина, выступивших за введение новых санкций против «Северного потока — 2».

— Германия должна использовать свое председательство в Совете ЕС, чтобы провести обсуждения о том, являемся ли мы штатом или сателлитом США, — заявил тогда Клаус Эрнст. — Мы должны задуматься о встречных мерах, например, штрафных пошлинах на американский сжиженный природный газ. 

Коллегу поддержал заместитель руководителя фракции зеленых Оливер Кришер, подчеркнув, что США «зашли слишком далеко со своими ограничительными планами».

В  свое время большинство западных компаний, работающих на рынке России, были категорически против введения антироссийских санкций, заявил российский аналитик Василий Колташов. По его словам, решение о начале жесткого экономического противостояния с Россией принимали чиновники, работающие, по сути, на американские и западноевропейские финансовые структуры, которые изначально закладывали эти возможные издержки:

— Просто эти издержки падали не на их плечи, а на плечи сельских производителей, промышленных компаний, торговых фирм. Конечно, они рассчитывали, что эффект будет больше и что Россия будет нести основные потери.

В реальности же, по результатам исследования Маттье Крозе из Линнаньского университета в Гонконге и Юлиана Хинца из Кильского института мировой экономики, на Европейский союз приходится 92 процента убытков из-за антироссийских санкций, из которых на долю Германии — 38 процентов, или 667 миллионов долларов в месяц.

— США просто делают ставки в политической игре, а платят за все европейский рынок и европейская экономика, — резюмировал Василий Колташов. 

Сейчас Запад, будучи недовольным результатами президентских выборов в Беларуси, обсуждает возможные ограничительные меры против нашей страны. Снова та же риторика, те же расхожие штампы, что и 10, и 20 лет назад. Министр иностранных дел России Сергей Лавров истоки этих нравоучений рассматривает в исторической плоскости:

— Наши западные коллеги, которые почти полтысячелетия задавали тон в мировых делах, контролировали экономику через колониальные завоевания, обеспечивали безбедное функционирование своих элит за счет вывоза из колоний природных ресурсов. И за эти 500 лет, конечно же, многое произошло, но даже после того как колониальная система разрушилась, отношения учителя и ученика, хозяина и помощника все-таки в значительной степени сказывались на менталитете западных политиков. Да, есть вопросы, которые необходимо обсуждать. Но сразу же выступать неким судьей, как это пытаются делать наши западные коллеги, сразу выносить свои приговоры, пытаться исполнять эти приговоры путем введения санкций и прочих угроз мы считаем недопустимым в современном мире.

Политический аналитик Алексей Дзермант не исключил возможности, что Евросоюз не станет предпринимать ограничительных мер против Минска:

— Основным государствам Старой Европы нужен транзит через территорию Беларуси и экономическое взаимодействие, в том числе с Россией через нас. Поэтому они будут скорее сдерживать политическое давление, на котором, возможно, будут настаивать различные государства.

Эксперт подчеркнул, что ввода санкций прежде всего требуют преимущественно страны так называемой Новой Европы. Особенно отличилась здесь наша соседка Литва. При этом в Вильнюсе, видимо, забывают про закон бумеранга. Правительство Беларуси уже получило задачу проработать переброску своих грузовых потоков с литовского на другие направления. И в минэкономики Литвы не скрывают тревоги по этому поводу, заявив, что и российские, и латвийские порты обладают достаточной пропускной способностью для обработки этих грузов. Переориентация не заставит себя долго ждать, особенно в сторону России, где не нужны таможенные процедуры. Для волнений, к слову, есть причины. Клайпедский порт формирует семь процентов литовского ВВП. А почти третья часть грузопотока через него приходится на Беларусь. Вот и делайте выводы, кто пострадает больше. 

МНЕНИЕ

Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам: 

— Любые санкционные режимы — история вчерашнего дня. Их вводили на протяжении всего XX века, и в принципе все поняли уже, что они не работают. С другой стороны, это легкая возможность для политиков показать, что они что-то делают, по сути, сильно не влияя на сложившуюся ситуацию. Санкции контрпродуктивны и являются негативным фактором для проведения переговоров и достижения нужных договоренностей. Тем не менее наши западные партнеры опять пытаются наступить на эти грабли. Это не приведет ни к каким действенным результатам. Скорее, наоборот, затормозит наше взаимодействие на западном векторе и усилит любые другие векторы белорусской внешней политики. 

konon@sb.by

Результаты санкций зачастую бывают прямо противоположны для их инициаторов. Однако сильные мира сего продолжают использовать этот инструмент, пытаясь оказать давление на то или иное «непокорное» государство. И делается это вопреки нормам международного права
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter