Не роняйте мишку на пол

Наверное, многим из нас случалось в детстве засыпать, прижимая к груди пушистого друга - плюшевого мишку.

Наверное, многим из нас случалось в детстве засыпать, прижимая к груди пушистого друга - плюшевого мишку. Этой прославленной игрушке исполнилось в этом году 100 лет, но наши края вошли в "ареал обитания" плюшевых медведей значительно позже, когда у государства дошли руки до производства мягких игрушек.

Создателем первой модели плюшевого мишки считается Маргарет Штайф, владелица маленького магазинчика одежды в Штутгарте. Маргарет с детства была прикована к инвалидной коляске, но скучать ей не приходилось, так как она постоянно что-нибудь шила, в том числе игрушечных животных из обрезков фетровой ткани. Однажды ее племянник Рихард Штайф, насмотревшись на забавных медведей в городском зоопарке, нарисовал модель игрушечного медвежонка с подвижными лапами и головой. Он предложил тетушке сшить игрушку не из фетра, как обычно, а из мохера - сделав медвежонку настоящую шерстяную шкурку.

Поначалу эта игрушка не имела особого успеха у покупателей. Тем не менее Рихард отправил изделие тети Маргарет на международную ярмарку в Лейпциг - и там медвежонок настолько понравился одному торговцу игрушками из США, что тот немедленно заказал три тысячи экземпляров. А вскоре посыпались заказы и от других торговцев - так что на протяжении 1903 года фирма "Steiff" продала 12 тысяч медвежат, а к 1907 году их количество достигло миллиона.

Есть и другая версия происхождения этой игрушки, связанная с именем 26-го президента США Теодора Рузвельта. В 1902 году Рузвельт участвовал в медвежьей охоте в штате Миссисипи, но попасть в зверя из ружья ему никак не удавалось. Услужливые помощники поймали и привязали к дереву медвежонка (по другим сведениям - огромную медведицу), чтобы президент наконец-то не промахнулся, однако тот великодушно отказался стрелять в беззащитную мишень. Карикатура на этот сюжет, которую вскоре опубликовала газета "Вашингтон пост, была настолько популярна, что вдохновила владелицу одной из кондитерских лавок в Нью-Йорке Розу Мичтом сшить матерчатого медвежонка с подвижными лапами для витрины своего магазина.

Муж Розы, изобретатель Морис Мичтом, основал фирму по производству мягких игрушек "Ideal Toy Company" и испросил у президента Рузвельта разрешения дать плюшевому медвежонку имя Тедди - уменьшительно-ласкательный вариант имени Теодор. Этот медвежонок стал талисманом президентской кампании Рузвельта, когда тот переизбирался на второй срок и победил. Рузвельт настолько поверил в способность медвежат приносить счастье, что распорядился украсить ими свадебный стол своей дочери (с тех пор в Америке принято дарить невестам мишек наряду с цветами). Со временем выражение "Teddy bear" стало писаться с малой буквы и означать просто "игрушечный медведь".

Первые плюшевые мишки были похожи на настоящих: у них были загривки-горбики, длинные лапы и нос (впоследствии именно их английский художник Эрнест Шепард использовал в качестве прототипа книжно-мультяшного Винни-Пуха). Глаза сначала делались из пуговиц, потом - из стекла. Шерсть могла быть самых разных расцветок (только черных медведей пришлось почти сразу снять с производства: дети боялись их). В 1908 году у игрушек появился голос - пищалка в животе. За теми первыми мишками теперь охотятся коллекционеры, и аукционная цена некоторых экземпляров достигает сотен тысяч долларов.

К тому времени как началось массовое производство плюшевых мишек, игрушки в виде животных были, конечно, не новостью. Но чаще всего их делали из дерева или глины. Пожалуй, главное преимущество мягких игрушек было (и остается) в том, что с ними приятно спать в обнимку в одной кровати. Прописавшийся в городских квартирах плюшевый мишка стал символом возросшего материального достатка средней семьи, а главное - более уважительного отношения к детским играм и фантазиям. В городе дети взрослели не так быстро, как в деревне, где нужно было чуть не с пеленок помогать родителям по хозяйству, а спать "не в обиде, но в тесноте".

Сто и даже полста лет назад белорусы были преимущественно сельской нацией, и соответственно большие мягкие игрушки были в наших краях редкостью. Конечно, в городах можно было купить и плюшевых мишек (привозных), но большинство детей делали себе игрушки сами: скручивали из тряпочек куклы и мячи, вырезали из дерева коней и сабли. Иногда удавалось уговорить взрослых купить на ярмарке свистульки из глины в форме бычка или петушка, деревянных кузнецов или медведей с подвижными суставами.

По словам ведущего специалиста по народному искусству Беларуси Евгения Сахуты, игрушки, которыми забавлялись деревенские дети еще в середине XX века, практически не изменились с первобытных времен (веяниям моды подвластны только городские вещи). Традиция прервалась где-то в 1960-е годы, когда фабричные игрушки стали доступны и сельским жителям. Изделия народных умельцев, в том числе археологические находки, можно увидеть практически в любом краеведческом музее (пожалуй, лучшая коллекция традиционных игрушек собрана в Музее древнебелорусской культуры). К сожалению, наши музеи до недавних пор не коллекционировали старые фабричные игрушки: считалось, что интернациональная городская культура не вправе считаться белорусской (и наоборот).

С обретением Беларусью независимости стали бурно возрождаться и традиционные ремесла: результат можно видеть (и купить) в художественных салонах и на праздничных ярмарках, однако теперь соломенные куклы, расписные пряники, глиняные свистульки делаются не для детей, а для туристов, из игрушек они превратились в сувениры. Дети же (если судить по ассортименту вещевых рынков) играют с изобретенными на Западе и сделанными где-нибудь в Китае конструкторами, паззлами, куклами типа Барби, резиновыми динозаврами... И, конечно, со зверьками из искусственного меха.

В Беларуси выпуском мягких игрушек занимаются фирмы "Швейник", "Радуга", "Люсерж", "Максилюкс", "Рэббит" и др. Крупнейшая из них - совместное белорусско-кипрское предприятие ОАО "Мальвина": в его ассортименте - около 300 моделей игрушечных зверей, и 78 из них - медведи.

Ведущий дизайнер "Мальвины" по медведям Валентина Мезенцева называет своих "подопечных" скульптурами из меха. Некоторые мишки действительно делаются в натуральную величину - их покупают состоятельные люди для украшения офисов и загородных домов. В отличие от, например, зверей- "однофамильцев" популярной марки "Fancy", каждая игрушка "Мальвины" имеет собственное имя: Шалун, Балун, Веселунчик... Обнимающихся косолапых зовут Валентинками, солидного медведя с трубкой, в очках и галстуке - Остапом, огромную панду в шапке и шарфе - Барбарой.

По оценке маркетолога "Мальвины" Ирины Муравейко, в прошлом году в Беларуси было продано около 15 тысяч плюшевых мишек. Из них третью часть выпустило само предприятие, вторую треть - остальные белорусские фирмы и еще треть пришлась на кустарную и импортную (в основном российско-китайскую) продукцию. 15 тысяч на всю Беларусь - совсем не много. Что там говорить, наши дети в большинстве своем не избалованы игрушками: они есть далеко не в каждой семье. Более того, из опросов покупателей следует, что половину мягких игрушек покупают в подарок не детям, а взрослым, чаще всего - девушкам (впрочем, и за рубежом половину купленных игрушек дарят взрослым). Следует учесть также, что медведи ныне несколько уступают в популярности другим игрушкам - котам, мышам и собакам.

Основная часть "косолапой" продукции (в 2002 году "Мальвина" выпустила более 100 тысяч медведей) идет на экспорт, четверть моделей даже не выставляется в отечественных магазинах - это прежде всего касается дорогих игрушек, абсолютно похожих на живые прототипы. Белорусы сегодня покупают игрушек не так уж и много, но основной фактор, сдерживающий спрос, - не недостаток денег, а отсутствие традиции дарить и коллекционировать "ручных" медвежат.

 

БОРИСЕВИЧ Юрась.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter