Не родись плаксивой

Вы  никогда  не  завидовали  чужой  стремительной  карьере?  А  чужому  крупному  выигрышу,  внезапному  финансовому  триумфу?..  

Вы  никогда  не  завидовали  чужой  стремительной  карьере?  А  чужому  крупному  выигрышу,  внезапному  финансовому  триумфу?..

Я пришел в банк. Точнее, в один из его филиалов. Не работать, нет.  За кредитом. Не скрою, легкая зависть шевельнулась во мне уже в холле этого финансового заповедника. Ощущение только что закончившегося евроремонта, симпатичные, стильно одетые девушки стучат каблучками по узорному гранитному полу. Подчеркнутые деловитость, гламур и состоятельность в одном флаконе. Дальше – больше… Когда же начальница кредитного отдела, она же заместитель управляющего, просмотрев внимательно представленные мной документы, не удержалась и вслух восхитилась: «Да вы там, в своей некоммерческой организации, неплохо получаете», я  поддержал затронутую не очень тактично тему: «Какое там неплохо, — будто возразил я, — последние три месяца года, премии, то да се, а в общем – средне. Поэтому, собственно, и пришел к вам за кредитом. Не хватает даже на потребительские нужды». — «Ну не знаю, — примерно так отреагировала на мои оправдания деловая собеседница, — почему не хватает вам, если получаете почти на  моем уровне!..» 

Не скажу, что этот короткий, в общем, и ни к чему не обязывающий диалог в корне истребил даже ту легкую, на входе проявившуюся зависть. Но выходил из банка я с еще большим чувством собственного достоинства, преисполненный решимости добиться и в коридорах нашей фирмы такой же, как здесь, видимости финансовой респектабельности и самодостаточности. Мы ж, оказывается, не хуже, а все плачемся в служебную жилетку друг друга, все жалуемся. 

Впрочем, одна магическая фраза банкирши все-таки показала мне, насколько при доказанной доходной равности мы от нее зависим. Она и произнесла-то ее невзначай, мимоходом: «А знаете ли вы, что даже безо всякой проверки вашей финансовой и иной состоятельности я могу вам отказать в банковском кредите?» — «На основании чего? – сразу опешил я. – Даже при таких убедительных бухгалтерских гарантиях?!» — «А без всяких обоснований, просто потому, что вы мне не понравитесь, – нам дано такое право…» Не знал, ей-богу, не знал! Теперь вот в курсе, и это право, несомненно, резко увеличило ее шансы на значительный отрыв от тех, у кого хоть и примерно равная зарплата, но права в нужном месте поставить запятую во фразе «выдать нельзя отказать» нет… 

Степень превосходства в жизни вообще по-разному ощущается. Ей можно завидовать, ею можно восхищаться, ее можно просто учитывать. Я имею в виду не свою – чужую степень превосходства. А происходит она от разных источников. Головокружительная карьера, олигархические доходы, крупный выигрыш.  И, наконец, образованность, начитанность, интеллигентность как одно целое. Сегодня мы рассуждаем только о случаях, когда всему этому (хотел написать «в целом», но подумал: в одном везунчике, как правило, редко, а то и никогда не совпадают все четыре источника да и вообще последний – четвертый — стоит особняком) кто-то завидует черной завистью. 

Вот вы никогда не завидовали чужой стремительной карьере, особенно на унылом фоне собственных служебных провалов? А чужому крупному выигрышу, внезапному финансовому триумфу? То-то же. Знаю, не все. По-крайней мере, не все себе в этом признаются. Главное, на мой взгляд, не в том, завидуешь или нет, а в том, куда после этого направляешь свою энергию. Если просыпаются здоровая ревность и самолюбие, если раззадоривается собственная целеустремленность, тогда никакая это не черная зависть. А белая, созидательная то есть. По принципу: мы-то чем хуже, хватит спать и плакаться в жилетку, терпение и труд все перетрут. А вот если… 

Для него самое важное в жизни правило — оказываться всегда в нужное время в нужном месте. Правда, он никогда не задерживался на одной должности больше года-двух. Никогда. Точнее характеристику и подобрать было трудно, когда только в корпоративных кругах упоминалась его фамилия: а, это тот, который... И долго он уже у вас работает?.. Зато, похоже, он знал, как за такое короткое время сделать карьеру. За год-два. С полного нуля, так как с предыдущего места его провожали, как вы понимаете, без особых почестей. Наоборот, все облегченно вздыхали, а особенно на седьмом небе от счастья находился начальник, если увольняемый был его заместителем. Такого зама после нескольких месяцев совместной службы шеф готов был подарить любому своему заклятому другу. Склочник, мерзкий пакостник и низкопробный карьерист. Только в глаза заискивал перед начальником, а за глаза поносил того по полной программе. Мог подпоить, зная слабость руководителя, а потом разнести об этом по всему коллективу и вышестоящим кабинетам. Всегда среди коллег подчеркивал собственное превосходство, не особо, похоже, задумываясь над тем, какую репутацию создает себе сам, даже чисто внешне. Ему важнее было утопить, унизить другого человека. Чтобы расчистить дорогу своим неуемным амбициям… 

Когда его наконец-то удавалось спровадить, сидел на шее у жены, на рядовую должность не спешил, подыскивал непременно руководящую. И, вот что удивительно, находил. С очередной своей жертвой вел имиджевую игру, производил впечатление хваткого предприимчивого менеджера, пресекая возможные каналы утечки нежелательной информации с предыдущего места работы. Получал карт-бланш, создавал дело, можно сказать, заново. Причем, отмечу, удавалось ему это, как никому, пожалуй, другому. И по этой части он был мастер! Затем сущность карьериста  (подчеркну, в худшем смысле этого слова), любителя сплетен и «придворных» интриг брала свое, «снизу» и «сверху» в очередной раз обнаруживались его фирменные грабли. Кстати, на них, подыскивая как-то работу своему хорошему другу, наступил и ваш покорный слуга. Слава богу, это было давно и продолжалось недолго. А сейчас, насколько мне известно, наш колоритный типаж снова на грани служебного и профессионального банкротства. И поделом! Тревожно только за одно обстоятельство: где, на каком уровне карьерных амбиций  синдром изворотливого и коварного временщика произрастет вновь?.. 

Вот вы смотрите телесериал «Не родись красивой»? Да не стесняйтесь вы прослыть приверженцем «мыла»! Оно ведь тоже бывает разным. Значит, смотрите. Занимательный, скажу я вам, сериальчик! Сам на него подсел. Из всех мыльных киноэпопей  — только на него. Без жесткого порно, насилия, ментовского пьянства, пусть и наивный порой, сюжетик для меня поучителен прежде всего некой невраждебной, хоть и полной интриг, корпоративностью, достаточно демократичными трудовыми отношениями в преуспевающей коммерческой фирме. Может быть, в жизни все далеко и не так, но… По крайней мере, мне кажется, плохому он почти не учит. За исключением, может быть, излишней праздности и отсутствия даже видимости работы в чересчур гламурном  офисе изысканного стиля и высокой моды. Не это, впрочем, главное в контексте сегодняшней нашей темы. А главное вот в чем: в посыле, который проходит через весь (нет, не весь, а только просмотренный согласно телепрограмме, так как не отношу себя к числу тех, кто экстерном за пару дней проглотил все 200 серий) фильм, — не родись красивой, а родись счастливой, то есть талантливой, трудолюбивой, настойчивой. Не хнычь, не бойся, не проси! Словом, тот случай, когда, вопреки некоторым перевернутым жизненным канонам, талант все равно пробьется. Смею надеяться, что так и будет в финале с Катей Пушкаревой. Такая карьера имеет право на жизнь. Очень даже имеет. А какая же еще, если не эта! Если человек органичен во всем, никуда не денется и его  красота – внутренняя да и внешняя. 

 И хорошо, когда на  пути таких Пушкаревых не встретится бесчувственный службист-выскочка, завистливый карьерист и типичный держиморда. А если и встретится, то с позором будет изгнан и высмеян. Так что не будем завидовать. По-черному, разумеется. Не родись плаксивой, а… Что в кино, что в жизни. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter