Не реклама, а факты

Нужно ли рекламировать государство? Актуальный вопрос, ответ на который я уже пытался сформулировать в статье "Страна как брэнд".
Нужно ли рекламировать государство? Актуальный вопрос, ответ на который я уже пытался сформулировать в статье "Страна как брэнд". Но то были чисто журналистские размышления, так сказать, проецирование мировых новшеств на белорусские реалии. А недавно мне выпала возможность пообщаться на эту тему с человеком, которого можно, образно говоря, отнести к имиджмейкерам Беларуси, - помощником Президента Валерием Цепкало.

- Валерий Вильямович, стоит ли государству заниматься "саморекламой"?

- Поверьте, даже люди, которые всем своим видом показывают, что им безразлично общественное мнение, на самом деле лишь делают вид. Естественно, что усилия по улучшению образа страны должны прилагаться, и могу сказать, определенные подвижки в этом направлении уже происходят. Одно из направлений - создание белорусских ресурсов в сети. Ведь Интернет сегодня - самый полный источник информации. В мире появилась даже формула: если вас нет в Интернете, вас нет вообще. Предприятия должны учитывать требование времени. Несмотря на свою развитую сеть сбыта, даже такие гранды, как МТЗ или БелАЗ, не могут обойти стороной Интернет. Для средних же и малых фирм - это практически единственный выход на мировой рынок. Торговой площадкой для них может стать Интернет-портал, создаваемый в рамках программы "Электронная Беларусь" совместно со Всемирным банком и при участии МИДа, Минэкономики и других заинтересованных ведомств. Он объединит все ресурсы о Беларуси на иностранных языках. Там планируется собрать не только справочные материалы о нашей стране, сведения о государственных органах, но также информацию о белорусских предприятиях, их товарах и услугах, инвестиционных проектах, перечень визовых правил и многое другое. По большому счету, сетевой проект рассчитан на зарубежного потребителя отечественной продукции.

- Выходит, сегодня, создавая стране имидж, упор делается прежде всего на Интернет?

- Не только. Традиционные источники информации также являются достаточно эффективными. Журналы "Горизонты", "Дело", газета "Минск таймс" и некоторые другие издания, выходящие на иностранных языках, выполняют примерно ту же функцию.

- Словосочетание "народная дипломатия" в свой лексикон вслед за журналистами уже включили и чиновники. Значит ли это, что даже они - в первую очередь я, конечно, имею в виду дипломатов - согласны поделиться своими полномочиями по представлению страны в мире?

- Безусловно, тот же спорт - в своем роде дипломатия. Вспомните, как мы все радовались победам нашей хоккейной сборной на последних Олимпиадах. Можно сказать, что своими достижениями спортсмены открыли Беларусь для мира. Я в то время находился в США и слышал, как местное ТВ комментировало одну из игр нашей команды. В перерывах между описанием перипетий встречи комментатор проводил своеобразный урок географии Беларуси. А после нашей исторической победы над Швецией в Солт-Лейк-Сити к нам в посольство явился журналист ведущей американской газеты "Вашингтон пост", в которой вскоре появилась большая статья не только о хоккейной победе, но и о стране, о работе нашего посольства.

- И все же не кажется ли вам, что формирование имиджа нашего государства в мире - дело профессионалов: политиков, дипломатов?

- С этим трудно не согласиться. Конечно, грамотная международная акция - большой плюс образу страны. Как тут не вспомнить одну из последних инициатив Президента о создании специального компенсационного фонда для производителей программного обеспечения, поставляющих свою продукцию в развивающиеся страны по сниженным ценам. Предложение Александра Лукашенко привлекло к себе внимание на Всемирном саммите по информационному обществу в Женеве.

- Валерий Вильямович, вам по долгу службы часто приходится общаться с иностранцами, бывать за рубежом. Как по-вашему, спустя годы независимости Беларусь стала более знакома миру?

- Несомненно. Мы сделали очень многое для того, чтобы нашу страну узнавали. И вот что любопытно: с одной стороны, у Беларуси уже есть сложившийся имидж, а с другой - в последнее время в "портрете" нашего государства появились новые модернистские штрихи. Недавно, например, газета "Уолл-стрит" опубликовала интервью с руководителем американской программистской фирмы, которая разрабатывает защитные системы для крупнейших банков. Он говорил о необходимости создания действительно прочного заслона, который не позволял бы студентам из Беларуси уводить деньги со счетов банка. О неординарных способностях компьютерных умельцев из нашей страны говорят в мире, но хотелось бы, конечно, направить эти знания в позитивное русло, не на разрушение, а на созидание, в том числе и надежных систем защиты информации.

- То есть задача в конечном итоге сводится к тому, чтобы страна ассоциировалась, образно говоря, не с картошкой, а с высокими технологиями?

- Я бы следующим образом определил приоритеты. Наш главный козырь по-прежнему, еще с советских времен, - машиностроение. Трактор "Беларус" - известная марка не только для рязанского, но и для канзасского фермера. БелАЗы и МАЗы работают на всех континентах. Кроме того, надо стремиться к тому, чтобы белорусы были известны своей наукой, образованием, инновациями и высокими технологиями, т.е. в тех сферах, которые определяют сегодня социально-экономический прогресс.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter