Не разлей вода

В дома–интернаты, отделения круглосуточного пребывания, больницы сестринского ухода старики попадают не от хорошей жизни...

В дома–интернаты, отделения круглосуточного пребывания, больницы сестринского ухода старики попадают не от хорошей жизни. На склоне лет остались одинокими, не нужными собственным детям. Многие из тех, кто просится в казенный дом «пережить зиму», остаются здесь навсегда. Но есть и другие. Несмотря на преклонный возраст, болезни, отсутствие жилья, они решаются покинуть приют, чтобы создать семью. Каково это — начинать все с нуля, когда тебе 70 лет?


Отделение круглосуточного пребывания для пенсионеров и инвалидов в деревне Грудиновка Быховского района, открывшееся 9 лет назад, поначалу было рассчитано на 35 мест. Сегодня их 75: желающих провести остаток лет в казенном доме все больше.


— Персонал заботливый, кормят хорошо, есть библиотека. Концерты для нас устраивают, кино привозят, поговорить есть с кем, — уверяет 72–летняя Галина Билан, поселившаяся в отделении 3 года назад. — А в хате одной плохо. Ни воды, ни дров принести некому.


У Галины Ивановны двое взрослых детей. Но она не видела их уже более 20 лет. Вернулась на Быховщину из Казахстана присматривать за старушкой матерью, а когда той не стало, попросилась в интернат. Билан уверена: в ее возрасте думать о кавалерах поздно. Хотя соседку, отхватившую мужа, который на три года ее моложе, не осуждает.


— Одна наша постоялица действительно вышла замуж, — подтверждает заведующая отделением Людмила Ермоленко. — Перебралась в деревню к супругу. Но через месяц пришла с вопросом, примем ли ее обратно. Не приняли: в отделении шел капитальный ремонт. С тех пор я ее не видела. Может, с мужем помирилась, может, нашла себе место в другом казенном доме...


Директор Белыничского дома–интерната для престарелых и инвалидов Николай Лазовский почти за 20 лет работы таких поздних романов перевидал немало.


— Действительно, любви все возрасты покорны. И у нас люди находили свою половинку. Просили, чтобы выделили им отдельную комнату, — вспоминает Николай Григорьевич. — Были счастливы. Но большинство стариков, как дети. Только были не разлей вода, а через час, день, неделю, ссорятся: «Забирай свои вещи». Так что мы подобные отношения не очень–то приветствуем. И если нашему постояльцу в 70 или 80 лет захотелось семейную жизнь устроить, из интерната уехать, объясняем, что любовь порой бывает недолгой, можно запросто остаться без крыши над головой. Одна бабушка не послушалась, ушла к мужу. А тот вскоре попросил ее освободить жилплощадь.


В Рестянском доме–интернате для престарелых и инвалидов Чаусского района сегодня одна семейная пара на 265 постояльцев. По словам директора интерната Виталия Тимошенко, Петражицкие здесь познакомились, расписались. Уезжать не планируют. Старики страшатся перемен, потому мирятся с жизнью по расписанию, с тем, что завтрашний день будет таким же, как вчерашний.


И все же исключения бывают. Владимир Бусел и Ирина Заблоцкая, сыгравшие свадьбу в интернате, 3 года назад переехали в собственный дом. Виталий Тимошенко не скрывает:


— Когда они объявили, что собираются купить дом в Быховском районе, пробовал их отговорить. Не верил, что люди, привыкшие жить на всем готовом, справятся без посторонней помощи. Владимир ведь и с костылями еле ходит, и у Ирины проблемы со здоровьем. Думал, через месяц–другой романтика закончится и они попросятся обратно. Не попросились.


— В интернате чисто, уютно, тепло, люди душевные, — делится своими мыслями Владимир Бусел. — Но что это за жизнь: ешь да спишь. И так изо дня в день. Столько людей рядом, а воздух пропитан запахом одиночества. И я до сорока с лишним был одинок. Всегда мечтал о семье, но куда с моим полиомиелитом было за барышнями ухаживать. Несколько лет лежал парализованный. Чтобы не обременять стариков родителей, «сдался» в интернат. Разве мог я тогда подумать, что тут свою половинку встречу!


Ирина Заблоцкая всю жизнь кочевала из одного интерната в другой. И мечтала о счастье. Правда, встретив Володю, не кинулась в любовь как в омут с головой. Их чувства прошли проверку временем. И после свадьбы супруги еще 13 лет копили деньги на дом. Купили небольшой, но добротный.


— Соседи замечательные, помогают. Участковый врач Татьяна Лосева частенько навещает, председатель Новобыховского сельсовета Вячеслав Сидоренко дровами на зиму обеспечивает. Районное управление по труду, занятости и соцзащите купило газовую плиту, в 2008 году выделило на ремонт около 400 тысяч рублей. В прошлом году около 900 тысяч — на оздоровление, — Заблоцкая искренне признательна всем добрым людям. — У меня рак обнаружили: вырезали часть желудка.


Даже после этого Ирина Александровна и Владимир Степанович не раскисли, не попросились обратно в казенный дом. И от соцработника отказались. Заблоцкая сама управляется по хозяйству, планирует переклеить обои, разбить грядки. Супруг — инвалид I группы — помогает как может.


— Руки у него золотые. Телевизор, магнитофон, часы — все починить может, — гордится мужем Ирина Александровна.


Хотя жизнь Ирины и Владимира нельзя назвать безоблачной, они счастливы. Приятели по интернату, которые теперь приезжают в гости, по–доброму им завидуют. Несмотря на трудности, они сумели сохранить то, что подарила им судьба.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter