Об избытке сахара в нашем рационе

Не растите сладкоежек

У кабинета детского эндокринолога трое маленьких пациентов вели себя не по–детски смирно. Не бегали, сидели сложив руки на коленях. Из разговора родителей стало понятно, что у всех ребят один и тот же грустный диагноз — сахарный диабет.


С одной стороны, сегодня для профилактики этого грозного заболевания делается немало. Проводятся научные конференции, печатаются методические рекомендации, защищаются диссертации, издаются плакаты с порой запугивающими рисунками. Но получается так: пока только врачи и другие медработники главные в этом деле, хотя берутся за него лишь тогда, когда болезнь выявляется. Многие из нас просто недопонимают, что обжорство, безудержное употребление сладостей и цветной воды, неправильное питание и вечная хрустальная ваза на столе в гостиной, полная шоколадных конфет, — это прямая дорожка к беде. Не сложилось еще в умах убеждение «много сахара — это плохо». C упорством, достойным лучшего применения, мы продолжаем тащить из магазина всевозможные сладости, сахар и закатывать миллионы банок абсолютно бесполезных и даже вредных компотов. Я вот все думаю: почему бы не размещать в кондитерских отделах супермаркетов плакаты с надписью: «Избыток сладостей вредит вашему здоровью!»? Ведь допускаем же мы подобные напоминания в отношении алкоголя и сигарет.

Сладостей в жизни наших долгожителей было очень мало. Карамельки в детстве, привезенные родителями дважды в год с ярмарки, не в счет. Как и пироги, которые пекли только по большим праздникам. А теперь сахар — продукт повседневного спроса. Почему? Дело в том, что он вызывает в человеческом мозге ответную реакцию — выброс эндорфинов. Физические нагрузки, небольшой кусочек шоколада, прием наркотического вещества — конечный эффект один и тот же. Это приятное ощущение расслабленности во всем теле, чувство удовлетворения, безразличие к раздражающим факторам. Не спорю, родители могут призвать на помощь сладости, когда необходимо поднять настроение ребенку или снять дискомфорт (поход к врачу, медицинские процедуры и манипуляции). Но стоит ли так злоупотреблять?

По мере взросления способность опиатов, которые активизируются от употребления сладкого, доставлять нам приятные ощущения немного слабеет. Однако есть и те, кто и в зрелом возрасте не может ни дня обойтись без сахара. Как результат на одного выявленного больного с сахарным диабетом 2–го типа, по статистике, приходится 5 — 6 пациентов с преддиабетом. Это пограничное состояние между здоровьем и болезнью, когда уровень глюкозы в крови поднимается лишь от случая к случаю. Если ничего не делать, преддиабет плавно переходит в диабет со всеми вытекающими последствиями. Способствует тому питание. Те самые быстрые углеводы (торты, пирожные, пряники, печенье и так далее), в которых много сахара. Они между тем среди самых массовых наших национальных пристрастий. Их потребление порой достигает 47% от рациона. Затем идут хлеб — 16%, картофель — 13%. Итого 76% от рациона среднестатистического белоруса. Впечатляет, не правда ли?

Да, наши объемы потребления сахара — по 36 кг в год на человека, включая грудных детей, древних бабушек и больных диабетом, — это отнюдь не первое место в мире. Еще ох как далеко до среднестатистического американца с его годовым мешком сахара в 65 кг. И в США это уже какое–то национальное бедствие: более 40% жителей имеют избыточный вес, а значит, в группе риска. В среднем же заболеваемость диабетом в промышленно развитых странах — 1,5 — 4%, а среди населения старше 65 лет — 7 — 8%. В мире уже более 370 млн пациентов с «сахарной болезнью». В нашей стране — 262 тысячи. Причем отмечается ежегодный прирост в 20 — 22 тысячи. Это население небольшого райцентра.

Здесь хочется задать несколько простых вопросов. Скажем, знают ли мужчины, что для них предельная доза сахара за сутки — 60 граммов, или 12 ложек? А для женщин и того меньше — 10? Осознают ли, что полулитровая бутылочка популярной сладкой газировки уже покрывает весь дневной лимит? Видимо, нет. Иначе бы детские дни рождения и утренники не сопровождались обильными сладкими столами. В семье, увы, мало что меняется. Картина безрадостная. Ежедневное вечернее переедание. Много сахара каждый день. Патологическая привязанность к выпечке. А вот шведы и норвежцы придерживаются другой тактики. Они планомерно приучают своих детей, что конфета им полагается раз в неделю. Только по воскресеньям. И их дети не растут рабами сладкого.

Знаете, о чем я с грустью подумал, глядя на маленьких пациентов, ожидающих своей очереди у кабинета эндокринолога? Скоро такие не очень понятные и явно недетские слова, как «инсулин» и «гликемический профиль», станут для них повседневными. И все сладости будут с привкусом горечи. Всю жизнь.

vkt09@mail.ru

Фото basik.ru

Советская Белоруссия № 167 (25049). Четверг, 1 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter