Не путайте сено и солому!

Изучаем китайский опыт строительства электростанции, работающей на отходах сельского хозяйства

Изучаем китайский опыт строительства электростанции, работающей на отходах сельского хозяйства


Тема энергобезопасности сегодня — одна из самых актуальных в мире. Нефть дорожает, а развивающиеся экономики требуют все новых энергоносителей. Есть ли выход? Конечно, скажет специалист: нужно развивать альтернативные и возобновляемые источники энергии — использовать энергию ветра и солнца, болотный газ и биотопливо. Хотя с последним все не так однозначно. Недавно даже премьер–министр Великобритании Гордон Браун выступил с заявлением о том, что в то время, когда развитые страны используют для своих нужд этанол, произведенный из кукурузы и других злаков, население бедных стран голодает — в том числе потому, что им не хватает той самой кукурузы и злаковых. Энергетика перестает быть просто вопросом экономики — она уже становится частью общественной морали и этики.


Для того чтобы убедиться в том, что производство биологической электроэнергии вовсе не обязательно ведет к голоду, но, наоборот, решает множество проблем на селе, я отправилась на Гаотанскую электростанцию, расположенную в провинции Хэбэй.


Белый дым из трубы этой станции равняется «зеленой» электроэнергии. Неспроста — Китай сегодня по–настоящему озабочен двумя проблемами в сфере энергетики: первая — как сделать так, чтобы получать энергоресурсов как можно больше, вторая — как добиться того, чтобы уменьшить вредное влияние энергетики на окружающую среду. Главный источник энергии в Поднебесной — уголь, но он же и главная причина смога, который висит над многими городами, включая Пекин. Помните знаменитое выражение «в Лондоне смог»? Он царил над британской столицей ровно до тех пор, пока она топилась углем. Исчез уголь, отмыли (насколько это, конечно, возможно) дома и сегодня смогом называют обычные туманы.


Собственной нефти и газа Китаю катастрофически не хватает, а на мировом рынке они становятся все дороже. Не забывайте, что Китай сегодня потребляет около 15% всей энергии, производимой в мире, и доля эта постоянно растет. Поднебесная приняла программу развития своей энергетики до 2020 г. Ее главная тема — опора на собственные силы и развитие возобновляемых ресурсов. Сегодня их доля достаточно мала — всего 7%. К 2020 г. она должна достичь 16%.


Гаотанская электростанция мне особенно интересна тем, что работает на том, чего и в родной Беларуси с избытком: отходах сельского и лесного хозяйства.


...У ворот электростанции — очередь из грузовиков. Водители — крестьяне с потемневшими от работы в поле лицами. Разговаривают, балагурят. От любой другой похожей очереди эта отличается тем, что здесь не увидишь курящих. Это строгое правило: одна неосторожно брошенная спичка может остановить работу всей электростанции. Иногда в такой очереди приходится простоять несколько часов, но никто не жалуется — уж больно выгодное дело. Крестьянин Ван Хунтао, стоящий рядом со своим потрепанным грузовичком, доверху заполненным древесной щепой, разговорился: «После того как построили этот завод, у меня и моих односельчан появился шанс заработать больше денег. Раньше все, что оставалось на полях после сбора урожая, никому не было нужно — обычный мусор. А теперь мы всей семьей его собираем и сдаем сюда. Зарабатываем дополнительно почти 3.000 юаней в месяц».


По нынешнему курсу это почти 430 долларов. Для семьи из шести человек (родители, Ван Хунтао с женой и двое ребятишек) — очень хорошее подспорье. Так что стоят такие крестьяне, как Ван Хунтао, в очереди, терпеливо дожидаясь, когда придут обмерщики. А вот и они — большой рулеткой обмеряют ширину, длину и высоту груженых кузовов и замеряют уровень влажности. Это существенно: чем суше сырье, тем выше оплата. Водителям выдают квитанции, по которым через пять дней можно получить деньги. За такой грузовичок, как у Вана Хунтао, выходит 171 — 186 долларов. Некоторый процент от этой суммы он отдаст обмолотчикам — появилась в окрестностях Гаотана и такая новая профессия.


Солому, стебли растений, сучки, ветки — все нужно мелко порезать, прежде чем сдавать на станцию. Процесс несложный: запускаешь нехитрый агрегат — и только успевай подкармливать его соломой и ветками да не забывай водичку подливать из старой миски для охлаждения двигателя. Шум, конечно, стоит сильный, пыль — столбом, работают в защитных масках. Но никто не жалуется — главное, что есть работа. Вокруг станции 16 таких мест для обмолота.


Заместитель директора Гаотанской электростанции Чжу Лянъи рассказывает, что для нормальной работы нужно 700 — 800 тонн сырья в день: «У нас большие запасы сырья, так что остановка не грозит. Наша электростанция сокращает потребление угля почти на 80 тыс. тонн в год — это наш вклад в улучшение экологии. И еще мы даем работу местным жителям: у нас здесь 150 человек работают, а сколько еще заняты тем, что собирают, обрабатывают и привозят сырье!»


Принципиальная разница между этой электростанцией и другими — только в исходном материале. Все остальное — конвейеры, турбина, генератор, контрольная система — то же. Размолотые солому и щепу отправляют на конвейер, там они сгорают в топке, заставляя работать турбину и генератор. Кстати, и бойлер, и турбина сделаны в Китае. На первых подобных заводах стояло оборудование из Дании, но теперь производят свое.


Заводов, подобных этому, в Китае десятки. Они решают сразу несколько задач: обеспечивают работой много людей, освобождают леса и поля от бесполезных до настоящего времени отходов. Но самое главное: дают электричество, которое так нужно активно развивающейся стране. Уже через два года станции, работающие на биомассе, будут производить 5 млн. киловатт электроэнергии в год.


Сегодня китайцы готовы обмениваться опытом и строить такие заводы по всему миру. Узнав, что в Беларуси много лесов, а значит, неизбежно много потенциального сырья для подобных электростанций, сказали, что могут построить подобную электростанцию и в нашей стране. Все, что им нужно, — освобождение или снижение налогов на первые несколько лет работы электростанции и гарантированный сбыт произведенной энергии. Кстати, в самой Поднебесной компания, владеющая подобными заводами — «Национальная биоэнергетическая корпорация», — входит в систему Китайской национальной электросети. Так что со сбытом проблем нет.


Фото Михаила Пеньевского.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter