Не путайте "автогражданку" с гражданкой за рулем

Нынешний год принес владельцам автомобилей два сюрприза в области страхования гражданской ответственности.
Нынешний год принес владельцам автомобилей два сюрприза в области страхования гражданской ответственности. Первый - получить заветный полис, без которого выезжать на трассу категорически запрещено, можно только в компаниях, в уставном фонде которых доля государства составляет 50 процентов и более. Это, например, Белгосстрах, "ТАСК", Белкоопстрах. Оставив в стороне экономическую мотивацию такого шага, отметим, что для простого автолюбителя мало что изменилось. Ведь агентов одного только Белгосстраха - тысячи, оформить страховку этой компании можно и на почте. "СБ" на эту тему в свое время писала, и о том, что все нормально, косвенно свидетельствует редакционная почта, которая на эту тему молчит.

Этого, однако, не скажешь о второй новости - в России начали штрафовать белорусских водителей за отсутствие страхового полиса гражданской ответственности, действительного на территории соседней страны. Причем по-крупному - от 5 до 7 минимальных размеров оплаты труда. В пересчете на более близкие нам понятия получается что-то около ста долларов, а то и больше. Пострадавшие с огорчением пишут, что российские "гаишники" вошли во вкус и отслеживают белорусские автомобили на предмет местной страховки издалека. Попытки давить на союзнические чувства, как правило, бесполезны.

Проблема, и немалая, в данном случае есть. Но она не в черствости российской милиции (люди, как говорится, при исполнении) и не в том, что пенсионер Василий Иванович, отправляясь, скажем, из Орши на историческую родину - в Смоленск, "забыл" купить "зеленую карту". Это запросто можно сделать в местном представительстве одной из примерно десяти белорусских компаний, продающих страховые полисы для выезжающих за границу (услугу оказывают и компании, где доля государства меньше половины). Трудно объяснить людям другое: почему россиянин, въезжая в Беларусь на любом легковом автомобиле, платит за 15 дней (минимальный срок страховки) 5 евро, а житель нашей страны, пересекая границу в обратном направлении на "Жигулях", - почти в 6 раз больше. А если едет на "скромном" "Фольксвагене" или "Форде", то плата возрастет до 38,4 евро. Не говоря уже о "Мерседесе".

Эту ситуацию еще несколько месяцев назад спрогнозировал в беседе со мной генеральный директор Белорусского бюро по транспортному страхованию Петр Кучерин. Тогда мы обсуждали возможные последствия для наших моторизованных путешественников от введения в России ОСАГО - так там сокращенно называется страхование гражданской ответственности автовладельцев. Причем белорусские специалисты уже тогда обратили внимание российских коллег на чересчур большую разницу в оплате и просили принять меры. Безрезультатно.

На днях формат переговоров был значительно укрупнен. С попыткой как-то отстоять интересы наших автовладельцев первого заместителя министра финансов России Сергея Шаталова посетила белорусская делегация во главе с заместителем министра финансов Александром Курлыпо. В ее составе был и Петр Кучерин. "Мы предлагаем россиянам пойти по пути взаимного признания страховых полисов гражданской ответственности автовладельцев, - сказал он. - Однако партнеры по переговорам отказываются, ссылаясь на то, что придется менять множество законодательных актов, в том числе принятых Госдумой и правительством. Быстро это вряд ли возможно".

Конфиденциально удалось узнать некоторые подробности позиции, которую занимает российская сторона. Она предлагает отказаться при определении стоимости обязательной автостраховки для иностранцев от повышающих коэффициентов. Дело в том, что сейчас жителя Беларуси, например, приравнивают к жителю Москвы, да еще едва севшему за руль, в итоге сумма страхового платежа возрастает в 3 - 4 раза по сравнению с базовой. Если от этого отказаться, то страховка подешевеет примерно до 10 евро. До равноправия еще далеко, однако все-таки лучше, чем сейчас. Впрочем, ударить по рукам так и не удалось. Российская сторона сообщила, что попытается решить проблему комплексно - не только для жителей Беларуси, но и для других стран ближнего зарубежья. То есть вновь придется ждать. Сколько - сказать трудно. Пока же предложено создать рабочую группу по выработке взаимоприемлемого документа. Тоже верный признак того, что дело положено в долгий ящик.

Во всей этой истории печальнее всего, пожалуй, то, что вновь приходится возвращаться к риторике давно прошедших дней, когда надо было доказывать, что союз наших стран - дело взаимовыгодное, в первую очередь для простых граждан. С тех пор в Беларуси и России приняты документы, фактически уравнивающие их жителей в праве на труд, медицинскую помощь, упрощающие процедуру регистрации. На этом фоне казус с "автогражданкой" смотрится особенно неприглядно. Остается надеяться на Президента Владимира Путина, который тоже недоволен чересчур высокой стоимостью обязательной автомобильной страховки и распорядился ее снизить. Хочется надеяться, что его поручение будет исполнено без проволочек. Возможно, тогда и для белорусских автопутешественников поездка в союзное государство окажется не такой накладной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter