Не “пустое” дело

Почему сложно приобрести заброшенное здание? Хождение потенциальных покупателей по многочисленным кабинетам ведет к разрушительным последствиямЗа минувший год, по официальным данным Госкомимущества, в хозяйственный оборот было вовлечено около семи тысяч объектов госсобственности, из них более тысячи продано. Тем не менее многим предпринимателям, желающим стать хозяевами пустующих или недостроенных зданий, так и не удается реализовать задуманное. Пока они пытаются уладить все бюрократические нестыковки, здания разрушаются, новые рабочие места не создаются, бюджеты теряют приличные суммы. Почему так происходит и где выход из положения?

Бег по кругу
Предприниматель Виктор Маргелов собирается открыть в Кричеве предприятие по производству продуктов питания. В его распоряжении уже есть помещение площадью около 500 квадратных метров. Хочет выкупить еще прилегающие к нему 150 квадратов, которые, по его словам, не используются уже лет десять. “Тогда можно будет создать около 15 рабочих мест”, объясняет он.
Однако произвести такое присоединение никак не получается. “Вначале говорили, что есть вопросы с санитарными правилами, — рассказывает предприниматель. — Объясняли, что поскольку в здании на первом этаже котельная, то заниматься производством продуктов питания нельзя. Мы сделали запрос в санстанцию, там ответили, что у них претензий в общем-то нет и они уже провели уничтожение клопов. Потом мне сказали, что может быть вопрос у пожарников. Мы отправили запрос пожарникам. Они указали на определенные ограничения, отметив при этом и широкие возможности для использования помещения”. Подобная переписка длится уже примерно полгода. Местный исполком, говорит Виктор Маргелов, вроде и винить не в чем, так как согласовывать вопросы приходится со множеством чиновников разных рангов и ведомств. Однако прежде всего от местных властей зависит, ускорится процесс или нет.
У предпринимателя Сергея Филиппова другая история: “Пустующее здание стоит посреди пятна моей застройки производственно-складской базы. Дорогу нужно вести вокруг него, с парковкой тоже проблемы”. Этот заброшенный и никому не нужный объект республиканской собственности площадью около 100 квадратных метров, расположенный в Минском районе, предприниматель пытается выкупить с 2006 года. “Министерство спорта и туризма, правительство, Госкомимущество — надо собрать множество подписей, —  рассказывает он о своих “хождениях”. — А стоит законодательству измениться — иди по новому кругу?”
Инкубатор для сельского бизнеса
У Эдуарда Войтеховича из деревни Комарово Мядельского района Минской области волокита тянется уже восемь лет. Камень преткновения — семь зданий общей площадью около пяти тысяч квадратных метров, которые он хотел бы выкупить на аукционе.
“Здесь планируется открыть гостиницу, ресторан, мастерские  по изготовлению гончарных, кузнечных изделий и многое другое, — рассказывает предприниматель. — Инкубатор будет направлен на развитие сельского туризма. Вроде бы уже забрезжил свет в конце туннеля. Техпаспорта на здания изготавливаются, оформляется отвод земли. Надеюсь, что к апрелю все документы получим. Но почему к этому нужно было идти столько лет? Отдали бы в хорошие руки раньше — и здания бы не пустовали, и не разрушались, и местные жители могли бы заработать, не уезжали бы в город?”
Чем ближе власть, тем быстрее?
— Если предприятие, здание, сооружение не используется более двух лет, этот объект можно включать в перечень выставляемых на аукцион. Чтобы утвердить список, необходимо включить в комиссию большой круг специалистов, в том числе работающих в областных центрах и в столице, — комментирует ситуацию заместитель председателя Березовского райисполкома Николай Чиж. Широкий состав комиссии требует дополнительного времени для согласования. К тому же, по его наблюдению, вопросы с вовлечением в оборот зданий, относящихся к районной коммунальной собственности, чаще решаются быстрее, чем в случае с республиканским имуществом.
“На 2009 год запланировали выставить на продажу по  минимальной цене три комплексных приемных пункта, расположенных в сельской местности”, — говорит заместитель председателя. В прошлом году продали по такой же упрощенной процедуре здание площадью около 1,2 тысячи квадратных метров, в котором раньше располагались школа и детсад. Предприниматель, который собирается заняться, по предварительным данным, розливом питьевой воды и напитков, заплатил вроде бы немного — около 15 миллионов рублей. Однако в ремонт здания придется вложить еще не менее 500 миллионов рублей.
Не подозревать, а спрашивать за бездействие
“Благо ли это — отдать предпринимателю за базовую величину эти развалины? Нужны ли они ему?” — предлагает по-другому взглянуть на проблему Георгий Бадей, председатель Бизнессоюза предпринимателей и нанимателей Беларуси. По его словам, для новых производств порой выгоднее построить новое здание, а не становиться заложником старого, ограничивающего развитие. Впрочем, если предприниматель все взвесил и желает купить объект, то необходимо предоставить ему эту возможность.
“Нужно прежде всего спрашивать с чиновника, не почему ты отдал этому, а не тому и что ты с этого лично поимел, а почему ты не отдал? — призывает Георгий Бадей. — У многих местных руководителей есть опасения, что сегодня он отдаст, а завтра к нему придут сотрудники правоохранительных органов и начнут допытываться, была взятка или нет. Поэтому порой руководители перестраховываются”.
— Важно не только отдать хорошему хозяину, но и гарантировать ему право собственности на этот объект, — обращает внимание еще на одну проблему советник Международной финансовой корпорации Валерий Фадеев. — Также нужно упрощать процедуры, делать их более прозрачными. А предпринимателям посоветую стучаться во все двери. Нет взаимопонимания на месте — обращаться в облисполком, в правительство, Госкомимущество, который координирует эти вопросы.
На торги без паспорта
По плану все неиспользуемое имущество планируется вовлечь в оборот до 2011 года. К примеру, в этом году предстоит “оприходовать” 1206 объектов республиканской собственности, из них 570 продать. Остальные можно сдать в аренду, передать в коммунальную собственность, перепрофилировать, реконструировать, а что-то пойдет под снос. Понятно, когда сносят объект, который, что называется, свое отслужил и не подлежит восстановлению. Но ведь большинство из пустующих зданий, долгостроев вполне сгодятся на хорошее дело, главное — найти для них достойных хозяев. Вот здесь и начинаются сложности. Судите сами: до 1 мая 2009 года запланировано продать на аукционах с начальной ценой в одну базовую величину, или 35 тысяч рублей, 787 объектов республиканской и коммунальной собственности, продано только 444.
Сегодня имеется целый ряд препятствий, которые, по сути, тормозят процесс вовлечения в оборот бесхозных зданий. В связи с этим Госкомитет по имуществу подготовил изменения в действующее законодательство, которые должны быть приняты этой весной.
— Проблема в том, что значительное количество объектов не имеет технических паспортов, а без них здание нельзя ни продать, ни сдать в аренду, — комментирует начальник управления по распоряжению имуществом республиканской собственности Игорь Ладутенко. — Мы предлагаем внести в законодательство норму, по которой решение о продаже неиспользуемого имущества будет приниматься без правоудостоверяющих документов.
Естественно, потом покупатель должен компенсировать затраты на проведение технической инвентаризации. Но это не та сумма, о которой можно вести речь. Если, допустим, площадь здания составляет пять тысяч квадратных метров, то затраты на оформление всех документов будут в пределах трех миллионов рублей.
В Госкомимуществе считают также необходимым проводить аукционы по продаже имущества за одну базовую величину на всей территории страны, за исключением Минска и областных центров. Сейчас Указ № 108 распространяется только на малые и средние города и сельские населенные пункты. Кроме того, предлагается выставлять на торги незаконсервированную “незавершенку” вне зависимости от степени ее готовности.

 “НГ” спросила Что делать с недостроенными зданиями?

Григорий ГОРОШКОВИЧ, Гомельская область: “По долгу службы я много езжу по Беларуси и постоянно вижу заброшенные цехи, фермы. Мой родственник как-то хотел приобрести полуразрушенное здание, чтобы открыть там кафе. Но купить замороженный объект так и не получилось — он числился на балансе прошлых хозяев. На устранение всех проволочек потребовалось бы много времени, поэтому затею с покупкой недостроя он бросил. То здание и сейчас стоит никому ненужное. Думаю, через лет 10—20 оно совсем придет в негодность...”
Александр СТЕПАНЮК, пенсионер, город Старые Дороги: “ У нас в городе, наверное, с советских времен стоит недостроенный четырехквартирный дом. Жалкое зрелище — фундамент, стены... Здания нужно обязательно отдавать предпринимателям за символическую плату. С этих домов хоть толк будет, а то их обычно по кирпичикам разносят или бомжи устраивают в них свои притоны”.
Петр КАНЫШЕВСКИЙ, инженер, город Логойск: “Слышал, что многие полуразрушенные здания не продаются из-за элементарной нехватки средств. Часто на такие объекты нет необходимых документов, за оформление которых нужно платить, но не всегда же у предпринимателя есть на это деньги. Решение отдавать недостроенные здания за одну базовую величину, по-моему, замечательный выход из сложившейся ситуации. Хорошо, если такие постройки будут продавать без документов. Когда в умирающую стройку вдыхают новую жизнь, это всегда замечательно. У нас в городе долгое время мозолила глаза недостроенная санстанция. Это был объект повышенной опасности. Там собирались школьники — прогуливали уроки, курили, выпивали, устраивали драки... Теперь на месте стройки красуется молодежный культурный центр. Здесь разместилась библиотека, кафе, танцевальный зал, компьютерный клуб. Горожане просто в восторге”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter