В поисках утраченного: пасхальные сюжеты на почтовых открытках начала ХХ века

Не простое, а золотое

Светлое Христово Воскресение — любимый в народе праздник. В течение всей пасхальной недели проходят богослужения в храмах, звонят колокола. Праздник праздников и торжество торжеств, как называют Пасху в православной традиции, продлится сорок дней, до Вознесения. Все это время принято приветствовать друг друга словами: «Христос Воскресе!»


Помнится, как праздновали «Вялiкдзень» в нашей деревне. Бабушка начиная с четверга «рашчыняла пiрагi», красила куриные и гусиные яйца луковой шелухой, заготовленной еще с начала весны. Отвар получался ярко-красным. Горка из крашенок, натертых для блеска подсолнечным маслом, сияла в корзинке на подоконнике. В солнечных лучах натюрморт казался волшебным. 

Всматриваешься в старинные открытки — и угадываешь в них сюжеты некогда поведанных бабушкой сказок. Например, про деда и бабу, которые жили очень бедно и не было у них ничего, кроме одной-единственной курицы. Дед вдруг приметил, что курица как снесет яйцо, так и пропадет оно куда-то. Дед однажды побежал за ним, катившимся по дороге. Но яйцо, видимо, волшебное. Как только дед взял его в руки, оно стало просить отпустить. Отправилось яйцо в путь. Встретило множество друзей, которые помогли справиться со злыми и хитрыми лисицами. Зашло яйцо в амбар и увидело там множество проса, кукурузы. Отнесло все это деду и бабе. А они приняли добро с большим почетом. Такой вот золотой вес был у яичка. 



Милые цыплята, больше похожие на пушистые желтые комочки, как и пасхальные яйца, символизируют на открытках возрождение и непрерывность жизни. 

Известный исследователь белорусской культуры XIX века Адам Киркор описывал празднование Пасхи белорусами так: «Великого поста, по большей части, строго придерживались все. Это вынуждало с нетерпением ожидать праздника, к которому каждая семья стремилась приготовить все «свянцонае». 


Заведующая отделом народоведения Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси доктор исторических наук, доцент Александра Гурко рассказывает, что у крестьян необходимой принадлежностью «свянцонага» был обрядовый хлеб (по-белорусски — «паска», «пасха»), яйца, выкрашенные красной краской, сыры и колбасы. Более зажиточные люди добавляли в коробы или корзины для освящения в храме поросятину, ветчину и другое. Вся снедь отправлялась в церковь, где после всенощной службы батюшки освящали принесенную пищу, часть которой оставлялась для церкви. 

По традиции пасхальная трапеза начиналась именно с освященных яиц и «паски».
Адам Киркор писал, что этот праздник у белорусских православных в прежние времена сопровождался пальбой из ружья или мортир, а возле храма зажигались смоляные бочки: «Вся деревня была на ногах, радость, веселье царили повсюду».
По возвращении домой из храма в каждой семье начинали разговляться. Хозяйка нарезала яйцо на несколько кусочков и подавала каждому из присутствующих, а затем приступали к мясным блюдам. 

— Ранее Пасху праздновали четыре дня, причем последний имел название «людовага», — говорит Александра Гурко. — В каждой деревне устраивались игры — битье и катание яиц, пели волочебные песни. Наиболее популярны были игры с крашеными яйцами: их кидали друг в друга, катали по наклонной плоскости, разбивали, разбрасывая скорлупу… Взрослые и дети бились крашеными яйцами, скатывали их с лопаты или с горок. Вечером по дворам ходили волочебники. Их еще называли «алалоўнiкi», «глыкальнiкi». Они пели религиозные песни. 

Пасха, кроме праздничного застолья, сопровождалась обрядами, взаимным посещением родных и близких. Дети навещали своих крестных родителей, угощали их лакомствами, одаривали подарками и давали крашеные яйца. На Пасху обязательной была благотворительность. Это отразилось в предписании церкви раздавать бедным освященную еду. Милостыня — это важная обязанность христианина, выполнять которую предписано Библией. 

— В белорусской народной традиции сохранился древний обычай угощения нищих во время праздничных дней и обязательно — в дни общего поминовения умерших предков, — рассказывает Александра Гурко. — Угощение нищего имело ритуальный характер, в том числе и на Радоницу. 
О том, какое значительное место занимал праздник Пасхи в жизни народа, свидетельствует старинный метод отсчета календарного времени, распространенный у белорусов в минувшие столетия. Это хронологический отсчет всех событий и дней года от двух наиболее великих праздников не по месяцам, а по неделям — Рождества и Пасхи. Отсюда и словосочетание — «пiльнаваць па Калядах». 
Священник Иоанн Берман в первой половине ХIХ века писал: «Крестьянин всегда знал, сколько остается недель до определенного праздника, ведя такой отсчет».



В Беларуси праздник всегда был одним из любимых даже во времена атеизма. О почитании Пасхи и запрете на работу в дни церковных праздников свидетельствует множество примеров, описанных этнографами. Накануне в православных приходах проводилась старательная уборка церковной территории, храмов. Основное внимание было сосредоточено на пополнении запасов свечей, нательных крестиков, иконок и других ритуальных предметов. О подготовке к празднику можно было судить по высокому спросу на яйца в торговле. В те времена, как правило, они много где отсутствовали, и не только по причине дефицита. При этом в источниках утверждается, что по традиции яйца красили не только верующие, но и неверующие. 

kuzmich@sb.by


Открытки из личной коллекции Владимира ­­ЛИХОДЕДОВА. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter