Народная артистка России Мария Аронова отмечает золотой юбилей

Не просто Мария

Комедийный дар этой актрисы не оставляет зрителей равнодушными

Героини народной артистки России Марии Ароновой на экране и в театре всегда активные, бодрые, целеустремленные. Иногда их поведение — на грани фола. За это мы их и любим. Они совершенно лишены комплексов, у них обостренное чувство собственного достоинства. Аронова виртуозно переходит из комедийного состояния в подлинно драматическое, тонко сочетает в себе все эмоциональные нюансы. С годами актерская палитра актрисы становится только богаче. Сегодня Мария Валерьевна отмечает 50-летие. К ее золотому юбилею канал «Культура» приурочил программу «Линия жизни» с участием звезды.

Кадр из фильма «Лед».

Манька-артистка

Родилась Мария Аронова в Подмосковье. Свое детство называет счастливым. С малых лет была уверена, что весь мир должен вертеться вокруг нее. Экстраверт и эгоцентрист, в одной телепередаче она с гордостью называла себя «невыносимым ребенком». Страстность натуры вылилась в увлечение театром.

«Сколько себя помню, меня Манька-артистка звали во дворе, — говорит она. — Лет с трех-четырех натягивала занавески, простыни-декорации, организовывала детей, созывала всех соседей, и мы все время показывали во дворе какие-то спектакли. Мне всегда это безумно нравилось. Причем, как я теперь понимаю,  не случайно. Дело в том, что в нашем роду много несостоявшихся талантов — актеров и художников. Например, моя двоюродная бабушка по отцовской линии получила прекрасное актерское образование, была, как все говорили, очень талантлива, но ей пришлось бросить сцену и посвятить свою жизнь сыну. Другая бабушка — мамина мама — была готовой актрисой».

Еще до поступления в престижное Щукинское училище Аронова уже работала в Долгопрудненском народном театре в ДК «Вперед» под руководством Ирины Николаевны Тихоновой. И до сих пор считает ее «крестной мамой» в актерской карьере.

В 22 года Мария Аронова окончила «Щуку». Ее однокурсницей была Нонна Гришаева, а педагогом — режиссер Владимир Иванов. После она много работала с ним уже как профессиональная актриса на сцене театра имени Вахтангова, в котором стала играть со второго курса. Щедрое дарование Марии Валерьевны идеально подходило резкой, острой, порой гротесковой манере игры вахтанговской школы. Она — один из брендов труппы, такой же как ушедшие от нас Этуш и Лановой. Как написано на сайте театра, ее имя — «синоним мастерства, залог успеха». Практически каждый спектакль с участием актрисы много лет проходит с аншлагом.

От Екатерины Великой до Галины Брежневой

«Мертвые души».
Широкому зрителю Мария Аронова стала известна благодаря участию в самых хитовых сериалах своего времени: «Клубничка», «Остановка по требованию», «Солдаты», «Восьмидесятые», NEXT, «Бригада». В период малокартинья они спасали актеров от голода, а зрителей — от скуки. Еще сериалы — прекрасный тренинг, возможность не растерять ремесло, когда твой телефон молчит и мало куда зовут. Тем не менее приходили и большие кинематографические предложения — Аронову невозможно не заметить.

Наверное, не каждый профессионал может похвастаться сразу двумя ролями у самого Эльдара Рязанова. Аронова снялась в его картинах «Андерсен. Жизнь без любви» и «Карнавальная ночь — 2, или 50 лет спустя».

Подлинным бенефисом обернулась для нее, в общем-то, второстепенная роль — подруги и соседки главной героини в комедии Станислава Говорухина «Артистка». Незатейливую простую историю о поисках женского счастья режиссер рассказал с редкими для того экрана человеколюбием и чеховским вниманием к деталям. 

Доводилось актрисе играть и исторических персонажей. В театре это была Екатерина Великая в знаменитой «Царской охоте» Леонида Зорина, а на телеэкране — Галина Брежнева в популярном детективном сериале «Охотники за бриллиантами».

Многим запомнилась тренер Ирина Сергеевна Шаталина из недавней дилогии «Лед» и «Лед-2», в образ которой органично вжилась Мария Аронова. Целую гамму чувств вызвала ее Саша в недавней комедии «Пара из будущего», где партнером актрисы стал Сергей Бурунов. За эту роль она получила высшую кинематографическую награду России — «Золотой орел».

Нельзя не вспомнить выдающуюся работу Ароновой в военной драме Дмитрия Месхиева «Батальонъ» о женщинах в окопах Первой мировой войны. Ее персонаж — георгиевский кавалер бесстрашный воин Мария Бочкарева — становится примером самоотверженного служения Отечеству для молодых героинь. «Батальонъ» невозможно смотреть без слез. Ближе к финалу он поднимается до высот лучшего фильма о женщинах на войне — «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого. О патриотическом долге авторы картины рассказали пронзительно, горячо, искренне.

Совсем не хрустальная

«Мадемуазель Нитуш».
Аронова всегда разная, даже когда играет сильных женщин. В этом ее притягательность. С 2005 по 2010 год она ежегодно вела церемонию награждения лауреатов Московской театральной премией «Хрустальная Турандот». То есть стала даже некоторым символом театра имени Вахтангова. На родной сцене ей всегда везло на хорошие роли. Ее репертуару может позавидовать любая актриса. Она сыграла Белотелову в «Женитьбе Бальзаминова» А. Н. Островского, Проню в комедии «За двумя зайцами» М. Старицкого, Москалеву в «Дядюшкином сне», императрицу Екатерину в «Царской охоте» Л. Зорина. Мне довелось видеть Аронову в ярком спектакле «Амфитрион», где корифеи вахтанговской труппы Максим Суханов, Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Анна Дубровская вдоволь «похулиганили». 18 лет играет начальницу монастырского пансиона в хитовом музыкальном спектакле «Мадемуазель Нитуш» в постановке педагога и режиссера Владимира Иванова.

Известно, что актриса не выносит, если партнер по сцене находится подшофе: «Я совершенно не ханжа и не борец за трезвость. Сама умею и люблю громко гулять. Но дело, которым мы занимаемся, подразумевает жесточайшую дисциплину. И если человек из далекого города заплатил последние деньги, чтобы увидеть любимых артистов, то артисту, способному предстать перед этим человеком в поддатом состоянии, надо уходить из профессии. В спектаклях, в которых я участвую, пить нельзя. Мне кажется, что это нечестно по отношению к зрителю».

Такая она во всем. Хотите — подстраивайтесь, старайтесь соответствовать. Нет — вас никто за рукав не держит.

ФАКТ

Вместе с сыном Владиславом Гандрабурой Мария Аронова выходит на сцену в спектаклях «Мадемуазель Нитуш» и «Мертвые души» театра имени Вахтангова. К слову, они вдвоем играют всех персонажей знаменитого произведения Николая Гоголя, напоминая виртуозный театр переодеваний Аркадия Райкина.

КСТАТИ

Мария Аронова выступала в Минске с гастрольными спектаклями. В «Маленьких трагедиях» ее партнерами были Сергей Шакуров и Михаил Полицеймако, а в «Свободной паре» — Борис Щербаков. Причем во второй постановке комический эффект был усилен приемом «театр в театре» — зрители становились непосредственными свидетелями на процессе по «делу о супружеской неверности».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter