С народным мастером из Пружан рисуем по стеклу счастливую судьбу

Не просто Мария

Котята и цветы нередко украшают современные новогодние календари, а сто лет назад те же самые растения и животных наши предки изображали на картинах-«маляванках». Стекло, на котором рисовали, — хрупкий материал, поэтому и само искусство едва не было утрачено. Творчески переосмысливая традиции, народный мастер Республики Беларусь из Пружанского района Мария КУЛЕЦКАЯ в своеобычной технике рисует и на библейские сюжеты, запечатлевает на стекле народные обряды и архитектурные памятники. К примеру, «скоки на лавах» — зачем они понадобились нашим предкам? Попав на мастер-класс народной умелицы, мы научились азам «маляванкі», а заодно расспросили про подзабытые народные традиции встречи «филипповки» и Рождества. 

Народный мастер Мария КУЛЕЦКАЯ возрождает почти забытые традиции

Шоу «За стеклом» 

Перо окунается в тушь и на прозрачную основу наносится контур будущей картины. Современная молодежь норовит заменить ее маркером, но он быстро теряет цвет, предупреждает мастер. Учимся рисовать «маляванкі» в местном Доме культуры — здесь Мария Николаевна ведет кружок, который собирает и взрослых, и детей — до сорока человек. Материал для картины очень простой — это обычная фоторамка. Намеченный тушью сюжет доводится до совершенства гуашью. Кисточка мастерицы порхает легко. На ходу она рассказывает, как на одном из «Славянских базаров» конкурсную работу нарисовала за считаные часы, при этом попав в число призеров состязания народных мастеров. В позапрошлом году заняла третье место в номинации «Цвета неба». Кстати, грамот и различных других наград в багаже Марии Николаевны немало — около 70. Ее работы есть и в частных коллекциях, и в государственных музеях.

Между тем рисунок почти готов. Когда краски окончательно высохли, перевернув, стекло вновь вставляют в деревянное обрамление. Один нюанс — вместо фона берется фольга, обычно из-под шоколада. Некоторые участки картины можно оставить незакрашенными, и основа благодаря этому станет блестящим украшением. Именно так рисункам по стеклу в старину придавали праздничный вид. Красками в то время люди были не избалованы — три-четыре цвета, часто в ход шли разведенные олифа и охра. 

Голубь и цветы — традиционные сюжеты «маляванкі».

— Современные девочки у меня то зайчиков рисуют, то замки, — смеется мастер. — Мне же больше по душе традиционные сюжеты: цветы, голубки, лебеди. Похожие можно было прежде увидеть на сундуках и коврах в сельских хатах. Рисую и Деву Марию, и ангелов, и Георгия Победоносца. Хотя традиционно такие сюжеты встречались довольно редко, ведь стеклянная икона могла разбиться, а это считалось дурным знаком.

Написанному верить

Марии Кулецкой недавно исполнилось 65 лет, но по ней об этом не догадаешься. С живостью проводит для нас небольшую экскурсию по Пружанам — мы направляемся к музею-усадьбе «Пружанскі палацык», где проходит ее персональная выставка. Вот место, где встречаются Муха и Вец, образуя одну реку, — этот сюжет отражен на одной из работ мастера. В этнографической экспозиции музея, кстати, есть и аутентичные картины на стекле — из сельских хат. На одной из них, к примеру, нарисованы неизвестным художником из позапрошлого столетия персонажи белорусской сказки «Лиса и журавль». 

Многие сюжеты картин художницы изображают народные обряды. Вот, к примеру, «Піліпаўскія ночкі». Это время Рождественского, или Филипповского, поста, с 28 ноября по 6 января, когда девчата собирались на «вячоркі», пряли, ткали, вязали, вышивали — готовились к праздникам. Обычно такие встречи за рукоделием устраивали по очереди, изредка на них заглядывали и парни, присматривали невест. Кстати, свадебные обряды — еще одна любимая тема мастера. И если про традицию усаживания молодой на сундук, покрытый овчиной, — знак богатства — слышали многие, то «Скокі на лавах» — характерный для Брестчины обряд. Оказывается, в стародавние времена здесь было принято отмечать свадьбу несколько дней, а развеселившиеся гости танцевали, вскочив на лавки. И так, пока дерево не треснет.

Одна из работ художницы на тему Рождества

Главный хранитель фондов «Палацыка» Наталья Прокопович называет Марию Кулецкую настоящей живой энциклопедией народного творчества. Вязание, плетение, в том числе кружев, резьба, создание соломенных «пауков» — еще одного традиционного рождественского оберега дома, который собирал всю плохую энергию, — все это изучила народный мастер. Но самое важное — то, что она передает свои умения другим. Ведь та же роспись по стеклу была практически утрачена, а благодаря усилиям Марии Николаевны и другие мастера осваивают эту технику. Полузабытые деревенские традиции не канули в Лету, а наоборот, их перенимают современные дети.

НА рождественской елке качается соломенный ангел. Мастер легонько поправляет самодельную фигурку. Кажется, где-то вдали зазвенели колокольчики, а на оконном стекле причудливые узоры выписывает мороз. Мария выглядывает наружу — в небе уже загорелась первая звезда. Нам пора в дорогу. С ощущением праздника от того, что прикоснулись к своим истокам. 

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter