Не проколитесь на сэконд-хэнде!

Какая машина выгоднее: дизельная, бензиновая или вообще на газу? Мнений на этот счет хоть отбавляй...

Какая машина выгоднее: дизельная, бензиновая или вообще на газу? Мнений на этот счет хоть отбавляй. Одни уверены, что автомобиль должен быть экономичным, другие убеждены, что динамичным. Третьим важнее простота конструкции и недорогое обслуживание. Но кто прав? С этим вопросом корреспондент «СБ» обратился к инженеру Станиславу Мовчану, специалисту по применению силовых установок.


— Бензиновый и дизельный моторы были созданы примерно одновременно и уже более века конкурируют друг с другом, — начал Станислав Николаевич. — Сравнительная простота конструкции, легкость сделали бензиновые двигатели королями дорог в легковом классе. Дизель однозначно победил на средних и тяжелых грузовиках: там с наибольшим эффектом проявились такие его преимущества, как экономичность и способность развивать высокий крутящий момент под нагрузкой и при минимальных оборотах коленчатого вала. Экономичность дизельного двигателя была отмечена и при эксплуатации машин легкового класса. Однако тут не все так просто. Достижение экологических стандартов Евро–3 и выше, ставших нормой в Европе, невозможно без применения сложных устройств, а это чревато большими затратами при обслуживании и ремонте. Плюс повышенные требования к качеству топлива и масел. Мои наблюдения показывают: практически все дизельные иномарки старше четырех–пяти лет, поступающие на наш рынок, имеют серьезные, хотя и неочевидные проблемы.


— Предположим, пришел я на авторынок. Как не купить «убитую» машину с дизелем?


— Рыночная «мафия» будет доказывать, что турбокомпрессор всегда гонит масло и ничего страшного, мол, в этом нет. Не слушайте! Потребуйте снять фальшпанель, прикрывающую двигатель сверху, и осмотрите патрубки подачи воздуха от турбины (сзади двигателя) к охладителю и далее к двигателю. Если они влажные (следы масла на стыках), с турбокомпрессором, как говорится, все ясно, необходим ремонт. Сухим должен быть и поддон двигателя. Попробуйте на холостом ходу несколько раз резко нажать на газ — черный выхлоп укажет на проблемы с системой впрыска топлива. В случаях залегания клапана перепуска выхлопных газов (проявляется на нагрузках ближе к максимуму, при резком разгоне) происходит автоматическое снижение мощности двигателя на 50%, приходится выключать зажигание, чтобы перезагрузить блок управления. Такой клапан надо менять. Остальное выявит эксплуатация.


— А если машина новая? Как же защитить мотор?


— Пересевшим на современную дизельную машину надо серьезно подкорректировать привычки. К примеру, нельзя давать большую нагрузку, пока двигатель не прогреется. Прежде чем выключить после поездки, дайте мотору поработать 2 — 3 минуты на холостых оборотах для остывания и остановки турбины. И конечно, требуется особо чистое топливо. Попытка заправиться соляркой из бака бульдозера гарантированно закончится дорогим ремонтом. Не стоит экономить и на топливном фильтре. Даже если он подходит по резьбе, внутри может быть дешевая бумага, тогда как в оригинальном фильтре используется нетканое синтетическое волокно, улавливающее молекулы воды. Заправляйтесь на одной АЗС, сохраняя чеки. При поломке двигателя из–за плохого топлива будет хоть какой–то шанс найти виновного. В Москве, к примеру, автовладельцы предъявили около 500 судебных исков к АЗС — и ситуация начала улучшаться. Осторожно относитесь к различным присадкам к дизтопливу: воздействие их комплексно на двигатель никем из производителей не проверялось. При ремонте в гарантийный период могут возникнуть проблемы.


— Не очень оптимистично получается, если учесть, что дизельная машина изначально на несколько тысяч у.е. дороже. Есть ли смысл обрекать себя на дополнительные хлопоты и затраты? Но ведь и бензин дорог...


— О том, как решить эту дилемму. Все активнее применяется альтернативное топливо — метанол, например, на котором работают практически все такси Нью–Йорка, или природный сжиженный газ. Его цена наполовину ниже. И затраты на приобретение газовой системы быстро окупаются, хотя тут тоже есть проблемы: на обычном бензиновом моторе довольно быстро могут прогореть клапаны. Но в целом газ на сегодня — наиболее выгодный вариант. К нему склоняется, например, Германия. На этом, в частности, остановился и я. Эксплуатирую бензиновую машину уже 3 года на газовом топливе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter