Скульптор Владимир Слободчиков — о новых проектах, памятнике Михаилу Финбергу и звании народного художника

Не проходите мимо

В эти дни народный художник Беларуси Владимир Слободчиков работает над памятником Михаилу Финбергу и скульптурной композицией для мемориального комплекса у деревни Бронная Гора    

Работы Владимира Слободчикова видел каждый, кто хоть однажды бывал в Минске. Бронзовый Валентий Ванькович встречает гостей в Верхнем городе. У продюсерского центра «СПАМАШ» — молодой Короткевич, которого обожают дети. Для них пожелать доброго утра писателю — уже традиция и ежедневный ритуал. Совсем рядом, у Большого театра, отдыхают две балерины. У них «Антракт» — так эта скульптурная композиция называется официально. А перед самым Днем Независимости в столичном парке Победы проросло «дерево жизни» — от детей и взрослых суверенной Беларуси в память о тех, чьи жизни унесла война.

Сразу после памятного знака «Живая память благодарных поколений» Владимир Слободчиков приступил к новому заказу. В эти дни народный художник Беларуси работает над памятником другому народному — артисту, дирижеру, профессору Михаилу Финбергу. Скульптуру установят на его могиле на Восточном кладбище.

Владимир Слободчиков по-прежнему каждый день проводит в своей мастерской.

Копия верна

Монументальная мемориальная скульптура — жанр особый и очень деликатный. Владимир Слободчиков — один из тех редких мастеров, которые умеют тонко выдерживать баланс между вполне узнаваемыми очертаниями конкретного (и чаще всего медийного) человека и контурами образными, фантазийными. В мастерской Слободчикова по-прежнему «прописаны» все его герои — точнее, их эскизы в глине или пластилине. Но есть и уже отлитые копии. Народная артистка СССР, прима Купаловского Стефания Станюта тоже здесь. Оригинал памятника — на Восточном кладбище.

— Не буду скрывать, работать над такого рода заказами всегда непросто, — признается Владимир Иванович. — Сложно удержаться от давления общественности и заказчиков, которыми чаще всего выступают члены семьи. Идеально, когда они идут за тобой или рядом с тобой. А так… Всем не угодишь. Особенно если человек известный, которого все знали. Делать памятник Михаилу Финбергу авангардным не хотелось. Просто потому, что он не был таким, и ему вряд ли бы это понравилось. Я пересмотрел десятки фотографий, поговорил с теми, кто его близко знал. И воплотил в эскизе все, что маэстро так любил: галстук-бабочку, дирижерскую палочку, витебский «василек». Пока это только схема, набросок. Параллельно работаю над мемориальной доской. Ее установят на доме по улице Захарова, где жил Михаил Яковлевич.

Память поколений — то, что останется на века. В бронзе Слободчикова — люди, которых уже нет с нами, и события в жизни страны, которые в художественной практике никак нельзя пропустить.

Владимир Слободчиков давно и много работает с темой Великой Отечественной войны.

Накануне Дня Независимости в культурные ландшафты Минска вписался памятный знак, напоминающий белорусам о катастрофических последствиях войны. Ведь обнулить опыт прошлого, уверен Владимир Иванович, невозможно:

— Тема мне близкая, все-таки я ребенок послевоенного времени... Долго думал, как выполнить эту задачу, как подступиться к ней. Как правило, саму пластику я нахожу уже в процессе работы. Есть вещи, которые ты не можешь сделать реальными, хочется условностей. Тогда начинаешь мудрить, придумывать. И я решил, что в основу эскиза должно лечь письмо-треугольник. Такие были в каждой семье. Но хотелось сделать этот образ понятным и для нынешнего молодого поколения. Так рядом с этим сложенным в треугольник письмом с фронта выросло дерево жизни, надежды…

Еще одна работа Слободчикова, вполне возможно, скоро изменит облик Витебска. Речь о памятнике княгине Ольге, которая согласно одной из легенд в 974 году основала город на Западной Двине. Конкурс на создание памятника был проведен еще десять лет назад. Победил проект Владимира Слободчикова и архитектора Игоря Морозова. Задел романтический: Ольга плывет на ладье по Двине в сопровождении воина, монаха, крестьянина и ребенка. Пока, правда, до витебских берегов работа Слободчикова так и не доплыла.

Проект памятника княгине Ольге утвержден, но пока не реализован.

— В 2010‑х в городе активно развивали политику монументальной скульптуры. В то время появились памятники князю Ольгерду, Александру Невскому, хотя Ольга шла в списке первой, — рассказывает Владимир Иванович. — Недавно я обратился с письмом в Витебский горисполком, получил ответ: в 2024‑м город будет праздновать юбилей, 1050‑летие со дня основания, тогда, мол, и планируется возведение памятника. В таком случае начинать подготовительную работу нужно уже сейчас. Отливка, установка — все это занимает время.

Звание — сила

В прошлом году в преддверии первого в стране Дня народного единства Владимир Слободчиков получил вознаграждение, достойное его таланта, — звание «Народный художник Беларуси». Подобная высокая награда не присваивалась в Беларуси ровно десять лет — с тех пор, как в 2011-м звание народного художника получил Владимир Товстик, к слову, друг Владимира Ивановича. Его скульптурный портрет в мастерской Слободчикова тоже имеется. «Присматривает за мной», — смеется мастер.

— Когда получил звание, ощущения были сложные. С одной стороны, вспоминая тех, кто стал народным еще до тебя, одолевали некие сомнения: а достоин ли ты этого звания? Такая награда обязывает быть высоким профессионалом. С другой — мы воспитаны в этой системе наград и поощрений. Творческие люди всегда тщеславны, они хотят внимания и признания. Тем более художники, которые не столь медийны, как, например, певцы или актеры, — поделился Владимир Иванович. — В 2008‑м я стал почетным членом Российской академии художеств, и ее президент Зураб Церетели тогда сказал мне: «Что художнику нужно? Не деньги, а одно ласковое слово». А еще помню, как народный художник Леонид Щемелев шутил на эту тему: мол, когда получил звание, друзья почему-то стали звонить реже. Мне в этом смысле повезло: все, кто был рядом со мной эти годы, остались.

Один из вариантов образа Франциска Скорины.

Владимиру Слободчикову исполнилось всего 36, когда Василий Шарангович (на тот момент ректор минского театрально-художественного института) пригласил его возглавить кафедру скульптуры.

— И вот представьте: после Аникейчика пришел я, по сути, еще пацан… И сразу взял кафедру, — вспоминает Владимир Иванович. — Со временем стал доцентом, позже профессором. Но не шел впереди всех и никого не распихивал локтями. Работаю в БГАИ уже 33 года. Вся молодежь, молодые скульпторы — мои ученики. Радуюсь, когда вижу отголоски своих произведений в их работах. Если я оказал на них влияние, сформировал некий художественный вкус, значит, все не зря.

Сегодня творец много времени проводит в мастерской. Уверен: художник интересен в том числе молодым студентам только тогда, когда он в работе.


— Несмотря на все звания и награды и на то, что уже сделано, у меня по-прежнему есть желание трудиться. И дело даже не в деньгах, хотя они необходимы в том числе для того, чтобы перевести работу в материал. Планов много.  Например, давно хочу реализовать проект, посвященный Первой мировой войне, в которой Беларусь понесла невосполнимые потери. Разве эти люди, эти жертвы не заслуживают своего монументального увековечения? Вместе с архитектором Игорем Морозовым мне удалось найти, как мне кажется, нетривиальное решение этой идеи, — рассказывает скульптор. — Эскиз готов. Я даже знаю место, где можно было бы разместить такой мемориал: в районе Нарочи, где в марте 1916 года была проведена одна из крупнейших военных операций.

В разработке и еще два проекта. Это скульптурная композиция для мемориального комплекса у деревни Бронная Гора Березовского района (помимо Слободчикова, членами авторского коллектива стали скульптор Константин Костюченко и архитектор Виктор Карако), а также мемориальная доска участнику Первой мировой войны, партизану Великой Отечественной Ивану Паромчику, после войны занимавшего должность председателя Мингорисполкома.


leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter