Не поВТОрить бы чужих ошибок...

В ДЕКАБРЕ 2011-го Россия после почти двух десятков лет переговоров присоединилась ко Всемирной торговой организации (ВТО), которая объединяет более 150 стран, контролирующих 97 процентов мирового рынка. Событие неоднозначное: с одной стороны, из-за новых тарифов могут упасть цены на импортные лекарства, технику, продукты, а с другой — аграрный комплекс может лишиться поддержки. К примеру, Украина, также новоиспеченный член ВТО, потеряла 7—8 млрд. гривен — пострадали производители свинины, вина, сахара. Говорить о выигрышах и потерях для Беларуси, чья экономика теснейшим образом связана с российской и казахстанской в рамках Единого экономического пространства, можно бесконечно. Важно действовать, чтобы сполна использовать новые возможности и снизить потенциальные риски.

Как белорусским аграриям извлечь максимальную выгоду от вступления России во Всемирную торговую организацию.

В ДЕКАБРЕ 2011-го Россия после почти двух десятков лет переговоров присоединилась ко Всемирной торговой организации (ВТО), которая объединяет более 150 стран, контролирующих 97 процентов мирового рынка. Событие неоднозначное: с одной стороны, из-за новых тарифов могут упасть цены на импортные лекарства, технику, продукты, а с другой — аграрный комплекс может лишиться поддержки. К примеру, Украина, также новоиспеченный член ВТО, потеряла 7—8 млрд. гривен — пострадали производители свинины, вина, сахара. Говорить о выигрышах и потерях для Беларуси, чья экономика теснейшим образом связана с российской и казахстанской в рамках Единого экономического пространства, можно бесконечно. Важно действовать, чтобы сполна использовать новые возможности и снизить потенциальные риски.

Самые чувствительные позиции для Беларуси в связи с членством России в ВТО — АПК и машиностроение. Тем более что эти сектора экономики наиболее взаимосвязаны. Агропром — драйвер машиностроения, одно рабочее место в животноводстве дает шесть рабочих мест в смежных отраслях.

Сельское хозяйство — это уже больше чем производительная отрасль экономики. Эксперты в разных странах склоняются к мнению, что оно в равной степени относится как к производству, так и к социальной сфере. Современный опыт Европы свидетельствует о приоритетном развитии сельских территорий, что включает в том числе аграрный бизнес, развитие социальной инфраструктуры, внедрение эффективных моделей управления, сохранение аутентичности села, поддержку сельских домохозяйств.

Европейский бюджет имеет единственную общую статью расходов — это бюджет для сельского хозяйства, измеряемый сотнями миллиардов евро в год. Естественно, что сельхозбюджет ЕС оказывает огромное влияние на экономики стран и во многом определяет экспорт и импорт сельхозпродукции в рамках ВТО. Мы должны учитывать эту мощь и готовиться к конкуренции в более жестких условиях.

Европа страдает от перепроизводства продуктов питания. Сельскохозяйственные ресурсы ведущих стран Европы (Франции, Германии, Голландии и др.) не слишком велики, но у них большое и активное население, поэтому их сельское хозяйство постоянно стремится выйти за границу. Там развито сельское предпринимательство, они привыкли рисковать и зарабатывать за пределами своей страны, хорошо знают, что нужно рынкам, и достаточно мобильны. Тем более что после расширения ЕС число фермеров стало в три раза больше, чем 5—6 лет назад, все они остро нуждаются в рынках сбыта и крайне не заинтересованы в приходе новых возможных конкурентов. К слову, Европа уже сегодня проиграла 12 проц. мирового рынка молока новым производителям — Австралии и Новой Зеландии. Теперь Россия не сможет ограничивать приток в страну иностранной продукции. По оценкам ученых Российской академии сельскохозяйственных наук, после вступления в ВТО российский агропром будет терять 4 млрд. долл. ежегодно.

И это только общие штрихи к будущей конкурентной среде на рынках сельхозпродукции.

На мой взгляд, конкурентной стратегией для Беларуси, как ее определяет Президент страны, на сегодня и на перспективу должно стать сочетание производительного сельского хозяйства, гармоничное качественное развитие жизни в глубинке и сохранение естественных природных богатств Беларуси.

Поэтому на членство в ВТО мы должны смотреть не как на самоцель, а как на способ решения назревших задач развития. Грамотное членство в ВТО, как это демонстрирует Китай, состоит в том, чтобы выполнять все правила ВТО, которые выгодны, и не выполнять те, которые не выгодны. А дальше пусть рассматривают проблемы международные суды. Большинство членов ВТО без зазрения применяют все доступные им средства для защиты национального производителя.

Исходя из этого мы должны своевременно подготовить грамотных юристов-международников. Спрос на них будет большой как на переходном периоде членства в ВТО, так и в последующем. Им придется бороться и с «дедовщиной» в ВТО, так как исследования показывают, что вступление сюда накладывает на новых участников гораздо более жесткие обязательства по либерализации торговли, чем те, которые взяли на себя старые члены этой организации.

Большое значение для экспорта белорусской продукции будут иметь системы электронного кодирования и идентификации продукции. Здесь у Беларуси несомненный приоритет, и эти возможности нужно использовать для повышения гарантий качества продукции и противодействия контрафакту на внутреннем рынке.

ВТО — это новые возможности для экспорта. В Беларуси есть немало потенциальных товаров, которые будут иметь успех на Западе. Например, лечебные минеральные воды, травы, продукты из лесных ягод и грибов. Пользуется спросом продукция кондитерской, молочной промышленности, рыбопереработки. Однако для этого нужно заблаговременно и тщательно готовить электронные паспорта товаров, получать и регистрировать соответствующие сертификаты. Ко времени членства России в ВТО необходимо успеть принять основные технические регламенты на продукты питания. Эта работа уже ведется Минсельхозпродом и Белгосстандартом.

Но главная задача ВТО — это протекция внутренних рынков и борьба за внешние. Поэтому возрастет роль государства как жесткого аграрного регулировщика. Это и защита национальных интересов путем механизма государственных закупок (они не регулируются правилами ВТО), и обеспечение стабильности внутреннего рынка, и внедрение природосберегающих агротехнологий, и приумножение рабочих мест путем организации совместной работы больших и малых сельхозпредприятий, и, конечно, финансовая поддержка фермеров и сельских подворий — краеугольных камней белорусских деревень.

В целом речь идет о новой функции государства по перестройке сельского хозяйства в интересах человека и природы. Главное, чтобы перейти от прямых вливаний в сельское хозяйство к созданию благоприятных условий для его самостоятельного развития.

Членство в ВТО не должно стать «дорогой с односторонним движением». Потенциал развития АПК у страны огромный и его нужно задействовать по максимуму.

Борис ПАНЬШИН, доктор экономических наук, зав. кафедрой менеджмента Белорусского государственного университета

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter