Не пошлиной единой

Россия стала 156-м членом Всемирной торговой организации

Россия официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации

Процесс вступления России в ВТО растянулся на 17 лет. Переговоры велись в рамках рабочей группы, в которую входили представители стран, имевших нерешенные вопросы в торговле с РФ. Самыми сложными были переговоры с США, ЕС и Грузией. Окончательно вопрос о вступлении России в ВТО был решен на министерской конференции ВТО в Женеве 16 декабря 2011-го, а 22 августа 2012 года страна стала официально 156-м членом Всемирной торговой организации. 

 В Минэкономразвития России отмечают, что вступление страны в ВТО — это прежде всего стабильность условий работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, а также возможность участия России в формировании правил международного экономического сотрудничества. В то же время одними из условий присоединения к ВТО являются снижение ввозных таможенных пошлин и ограничение господдержки ряда отраслей, что может привести к росту конкурентоспособности иностранных товаров.

Первое снижение пошлин произойдет сразу после присоединения России к ВТО, но оно в основном затронет товары, ставки тарифа на которые были повышены в 2007—2011 годах в рамках применения антикризисных мер для создания более комфортных условий для российских производителей. В целом же после завершения переходных периодов для либерализации доступа на рынок, которые, как правило, составляют 2—3 года, а по наиболее чувствительным товарам — 5—7 лет, снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа от текущего уровня составит в части промышленных товаров 3 %, сельскохозяйственных товаров — 4,4 %.

Существенно снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства — с 15 % до 6,5—5 % в течение переходного периода, и одновременно опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2—3 %). Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве случаев не будет иметь значимых последствий. В целом ставка пошлины снизится с 10 % до 6,5—5 %. В тех же случаях, когда снижение является более существенным (косметические средства, мыла и моющие средства, линолеум, некоторые готовые изделия из пластмасс), оно будет происходить в течение 5—6-летнего переходного периода.

Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. В течение 3 лет будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику снизятся до уровня в 7—9 %.

На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25 % до 15 % в течение 7 лет, причем снижение произойдет в основном в течение последних 3 лет. При этом пошлины на старые автомобили (бывшие в употреблении от 3 до 7 лет) сохранятся на уровне 20 %. 

На готовые продукты из рыбы пошлины снизятся незначительно: с 15 % до 12,5—12 % за 1—3 года, на рыбное сырье — с нынешних 10 % до 6—8 %, в отдельных случаях до 3—5 %. Пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25 % до 20 %. Россия снизит пошлины на некоторые корма для животноводства и домашних животных, не произрастающие в России овощи, фрукты и орехи. Облегчится импорт сырья, недостающего пищевой промышленности. С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы.

Вступая в ВТО, Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг, однако в подавляющем большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования. Основным исключением из этого правила является сектор страхования, в котором общая квота иностранного участия должна быть повышена с 25 % до 50 %.

Обязательства России в ВТО в части субсидирования промышленности являются обычными обязательствами любой развитой страны—члена ВТО. Однако обязательства по поддержке сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами. Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять $ 9 млрд., что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен РФ в соответствии со стандартными правилами.

В торговле с США Россия не будет применять нормы ВТО, пока не будет отменена поправка Джексона—Вэника, то есть американо-российская торговля будет регулироваться действующим двусторонним торговым соглашением.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter