Не пора ли НАТО выводить свои войска из Афганистана?

В  современном  мире  силой  оружия  ничего  не  решишь

В  современном  мире  силой  оружия  ничего  не  решишь

В 2001 году, вводя свои войска в Афганистан, страны Запада «не в пример Советскому Союзу» рассчитывали навести там «порядок» малой кровью. Эффектные бомбардировки с недосягаемой высоты американских Б-52 опорных пунктов талибов на первых порах вроде бы и подтверждали это. Но потом дело застопорилось. 

Только с начала этого года  в Афганистане погибло более 3 тысяч человек, из них около сорока — во время сентябрьской операции «Медуза» в районе Кандагара. «Практически полностью разгромленные» к началу 2002 года талибы снова «воскресли» и явно переходят в наступление на находящиеся в распоряжении и под командованием НАТО международные силы содействия безопасности (ИСАФ). Широко разрекламированные осенние операции против талибов, обещавшие нанести им «решающее поражение», с треском провалились. Как заявил командующий ИСАФ генерал Дэвид Ричардс, у международного сообщества осталось «максимум шесть месяцев», чтобы окончательно не утратить лояльность афганского населения. Если Запад не добьется успеха в восстановлении этой страны, то, как считает Ричардс, на сторону талибов может перейти «до 70 процентов афганцев». 

В последнее время в  СМИ постоянно вбрасывалась информация о том, как ИСАФ помогает афганскому населению строить школы и мечети, доставляет в больницы дорогостоящее медицинское оборудование, восстанавливает дороги, проводит разминирование местности. И здесь натов­ские пропагандисты идут по советскому пути. В 80-х годах прошлого столетия, вместо информации о кровопролитных боях в Афганистане, где гибли солдаты нашего «ограниченного контингента», нас потчевали рассказами о строительстве школ, разного рода комбинатов, о дружбе афганских и советских людей и о все большем укреплении «новой» власти. Но в конце концов советские солдаты вынуждены были оттуда уйти, а поддерживаемая ими власть пала. Нечто подобное назревает в Афганистане и сейчас. Начал рушиться созданный США «антиталибский фронт». После тяжелых сентябрьских боев пакистанских правительственных войск с пуштунскими племенами и отрядами талибов президент Пакистана Первез Мутарраф вынужден был пойти на заключение с ними перемирия. Более того, лидер талибов мулла Омар спокойно проживает в пакистанском городе Кветта, и Исламабад никак не реагирует на требование афганского президента Карзая и премьер-министра Великобритании Тони Блэра предать его суду. 

На Западе все больше  людей понимают, что война в Афганистане, в которую их втянули США, ничего хорошего не сулит. В силу этого лидеры западной Европы, может быть за исключением Англии и Польши, уже все меньше говорят об антитеррористических целях этой операции и склоняются к сделке с теми, кого еще вчера называли покровителями террористов. По некоторым сведениям, Франция уже в следующем году может вывести оттуда свои спецподразделения. Растущее недовольство, все увеличивающееся количество жертв вынуждают правительство и других стран Европы рассматривать возможность ухода из этой горной страны. Правда, это совсем не относится к той же Польше. Там недавно заявили о готовности «в ускоренном режиме» послать в Афганистан дополнительно 1100 «штыков». Только вряд ли это уже поможет. Как считает бывший руководитель спецгруппы ЦРУ по поиску Усамы бен Ладена, а ныне ведущий сотрудник американского исследовательского центра «Фонд Джеймстаун» Майкл Шойер, все более усиливающаяся активизация боевых действий «Талибана» в конце концов вынудит высших чинов коалиционных войск в Афганистане поставить перед своими политическими лидерами вопрос: либо увеличить численность своих войск, как минимум, до 120 тысяч либо начать подготовку к уходу из этой страны. 

Всвое время Советский Союз увеличил контингент своих войск в Афганистане до 120 тысяч и все-таки вынужден был покинуть эту страну. Похоже, и этот урок Запад ничему не научил. Пока же из обстановки, складывающейся сегодня в том же Афганистане, можно сделать вывод: претензии Запада и его ударной силы НАТО на глобальную роль и особое место в борьбе с современными угрозами, мягко говоря, несостоятельны. В конце концов он вынужден будет понять, что современные проблемы нельзя уже решать военной силой, какой бы она ни казалась всесокрушающей и непобедимой. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter