Почему белоруские гаджеты производятся в Китае

Не попали в яблочко

Смартфоны, планшеты, ноутбуки, «умные часы» — почему проекты по выпуску наших гаджетов оказались неудачными

Кто из вас может представить свою жизнь без смартфона, планшета или компьютера? Сегодня это кажется практически невозможным: технологии развиваются семимильными шагами, приложения для гаджетов обнов-ляются чаще, чем коллекции в домах мод. Но смартфоны и планшеты под маркой «Сделано в Беларуси» пока находятся в тени. Корреспонденты «Р» пообщались с производителями и выяснили, почему вся начинка наших брендов импортная, нужны ли покупателям дешевые аналоги Apple и за счет чего будет расти внутренний рынок.

Производители белорусских ноутбуков и компьютеров не нашли, что рассказать о своих достижениях
constructionrepair.net

«Нам это неинтересно»

Разобраться в том, как чувствуют себя наши производители компьютерной техники, оказалось непросто. Многие компании отказались от любых комментариев. Например, в фирме «Астлайн», которая уже более 7 лет выпускает ноутбуки под маркой «АСТ», так прямо и заявили: «Нам это неинтересно». Руководство компании «Саммит Текнолоджиз», которая, как указано на сайте, с 1990 года выпускает сертифицированные персональные компьютеры белорусского производства Summit Systems, обещало подумать и перезвонить, но пропало с концами. А в знаменитой «БелАВМ», лозунг которой «Быть лучшими среди первых», на уровне секретаря генерального директора ответили: «Руководство очень занято и с вами общаться не будет». Поэтому позволим себе сделать вывод: белорусский ноутбук и компьютер скорее мертвы, чем живы. Производитель, которому есть что показать и что рассказать, вряд ли упустит возможность пообщаться с журналистами.


А вот в сегменте смартфонов все гораздо динамичнее, хотя наш рынок по сравнению с другими и не самый крупный. По оценке местных производителей, в стране ежегодно продается около миллиона смартфонов. Правят бал здесь в основном азиатские производители — китайские Xiaomi, Huawei, Lenovo, южнокорейский Samsung. Представлены на рынке сейчас и две белорусские компании, которые выпускают смартфоны под брендами Flycat и Venso.

Настоящий уникум

Сегодня единственным нашим производителем планшетов на рынке является компания «ИТЦ-М», которая под брендом Flycat с 2015 года выпускает устройства под маркой Unicum. Правда, о том, что это наш продукт, многие просто не слышали. Даже консультанты торговых сетей зачастую не догадываются, что продают белорусский планшет, а не, скажем, китайский. Сейчас в самой компании говорят, что распродают оставшиеся модели и прекращают производство, перебросив все технические силы в сегмент смартфонов. О том, как наш «Уникум» попытался стать белорусским Apple, «Р» рассказывает продукт-менеджер компании Игорь Сенють:

— Сначала мы хотели выпустить на рынок аналог iPAd — устройство с такими же высокими характеристиками, как у американцев. Начали проводить расчеты и поняли, что потребители такой планшет просто не потянут по стоимости. Более того, сборка на наших мощностях также была бы нерентабельна. Устройства получались бы буквально «золотыми» и были бы неконкурентоспособны по сравнению с аналогами, произведенными на китайских заводах.

В этом году продажи смартфонов вырастут по всему миру на 3%

Так что планшет собирается полностью в Китае. Впрочем, на вопрос «А что же в нем белорусского?» здесь отвечают развернуто. Во-первых, идея, бренд и торговый знак. А во-вторых, дизайн и конфигурация. Инженеры и разработчики компании учитывают все технологические тонкости, готовят чертежи, инструкции, разрабатывают прошивку под свои устройства, оптимизируют их работу и выявляют все технические недочеты. Получается, весь интеллектуальный труд осуществляется непосредственно внутри страны, а вот сборка устройств и контроль качества — в Китае. Точно так же поступает большинство известных мировых брендов, и понятно почему. Подход позволяет выпускать белорусский гаджет по довольно приемлемой цене: Unicum в зависимости от модели обойдется покупателям в 173—257 рублей.

Обвал рынка

Сколько устройств компания продала за минувший год, Игорь Сенють не разглашает, сославшись на коммерческую тайну. Но говорит, что бренд вошел в десятку самых популярных планшетов на внутреннем рынке. Практически все устройства здесь уже распродали и больше заказывать новые партии не планируют:

— Сегодня многие производители не рискуют выпускать планшеты: емкость этого сегмента сократилась на треть и продолжает падать по всему миру. Телефоны люди меняют часто, а планшет покупают в основном один на семью в среднем хотя бы на два года. Китай тоже приостанавливает выпуск запчастей для планшетов, потому что многим компаниям этот продукт уже не так интересен.

Все наши гаджеты собирают на заводах в Китае. В компаниях уверяют: так дешевле

Более того, само производство гаджета становится, мягко говоря, не совсем выгодным. Хотя в «ИТЦ-М» признаются, что сейчас рентабельность очень низкая, конкурировать с крупными мировыми брендами довольно непросто. Когда гиганты демпингуют, за ними должны следовать и остальные игроки. Иногда «взрывают» рынок низкими ценами россияне. В результате некоторые производители работают в ноль или даже в минус. В любом случае, белорусские «Уникумы» успели «засветиться» на рынке и полюбиться многим пользователям. И жалеть о том, что белорусские планшеты с забавным логотипом с кошачьми ушами скоро исчезнут с рынка, не стоит. Создатели Flycat уверяют: планов и идей у них еще много.

СПРАВОЧНО

В 1960 году на Минском заводе ЭВМ имени Орджоникидзе появился первый белорусский компьютер — ламповая ЭВМ «Минск-1». До презентации продукта Стива Джобса и Стива Возняка — первого компьютера Apple I — оставалось 16 лет, а до появления мобильного телефона-раскладушки Motorola — 36. Сегодня во всем мире производят около 170 миллионов ноутбуков, а продажи смартфонов уже в этом году могут превысить 1,5 млрд штук.

Полина КОНОГА

konoga@sb.by

Непрочная связь с технологиями

Вроде бы мы люди не глупые. И работящие. Вон сколько всего научились делать — и гигантские самосвалы, и тракторы, и машины, и телевизоры, и холодильники… В общем, много чего. А вот с популярными ныне гаджетами — смартфонами и планшетами — ну никак разобраться не можем. Столько раз пробовали, и все как-то не получалось… Почему же так происходит?

Собирали, как конструктор

Посудите сами: впервые идею организовать производство мобильных телефонов у нас озвучили в 2001 году. В итоге к 2007-му кое-как, на деньги московского бизнеса и вперемежку с китайскими технологиями да комплектующими, появилась первая белорусская марка мобильных телефонов — Veon. Собственно, промышленным производством назвать это было трудно.

Это те самые планшеты «Горизонт», которые так и не пришли к массовому потребителю

ОДО «ЭлСиДи сервис» тогда занимало небольшое помещение в центре Минска. Там не было огромного конвейера и на первых порах работали только две монтажницы, которые обыкновенной отверткой, как конструктор, собирали из нескольких частей телефоны. За смену работницы производили несколько сотен аппаратов. Этого вполне хватало. Далее мобильники прошивали и тестировали. И все — в упаковку да в салон.

Первые телефоны стоили от 112 до 257 долларов. Одна из главных «фишек» этих аппаратов — они были рассчитаны на две симки. На тот момент основные торговые марки не могли похвастаться таким техническим «наворотом». Продажи шли, все работало. Но потом все равно производство закрыли — сложно было тягаться и конкурировать с «серым» импортом. Правда, еще какое-то время на нашем рынке присутствовали чисто китайские Veon, но потом и их стало не найти. В некоторых каталогах в интернете такие модели еще остались, но в продаже их уже нет. И все равно это, наверное, самый удачный проект из многих попыток наладить в нашей стране производство гаджетов.

Не для работы, а для витрины

С более сложной техникой все оказалось намного печальнее. Так, дважды наши предприятия собирались «взорвать» рынок своими планшетами. И оба раза проекты закончились, так и не начавшись.

Во время XIX Международного форума «ТИБО-2012» представители «Горизонта» не скупились на громкие слова, даже назвав свои разработки «убийцей iPad». Но представленные модели планшетов ничем не смогли порадовать посетителей. После того, как кто-то попытался с него выйти в интернет, устройство зависло настолько серьезно, что не помог даже хард ресет. Потом в руки их уже никому не давали, спрятав под стекло. А через год все вообще про это забыли, так и не дождавшись массового производства.

Исключительно демонстрацией прототипа ограничился и завод «Интеграл». Но у него была более благородная миссия — обеспечить недорогими планшетами школьников. Заявлялось, что предприятие уже готово к производству. В качестве примера показывали новейший ШПУ-100 «Веднiк». Приблизительную стоимость называли в районе 200 долларов. И все-таки дальше слов дело не пошло. Очередной проект стал жертвой забвения, как и другие. В этом контексте, например, стоит вспомнить, как в 2009 году МПОВТ выпускал якобы первый белорусский ноутбук «Коллега». На самом деле это было устройство производства Hewlett Packard с небольшими доработками.

Назад в прошлое

Не получается сделать самому — сделай у соседей. Несколько лет назад на рынке появилась еще одна марка псевдобелорусских телефонов и смартфонов — SNAMI. На сей раз даже сборки на нашей территории не было — все производилось на китайских заводах. Появление этого бренда было весьма экстравагантным. Во-первых, выходить на рынок в 2013 году с обыкновенными телефонами казалось странным, а во вторых, даже смартфоны (пусть и не особо мощные) выпускались сначала без поддержки 3G-интернета. Но зато стоили 90 долларов.

Технари в своих обзорах тогда писали о поразительном сходстве этих телефонов и смартфонов со старыми моделями других производителей. Например, явно узнавались очертания знаменитых Nokia.

Потом какое-то время о наших гаджетах ничего не было слышно. Тот же «Горизонт» еще не раз пытался взяться за какую-нибудь высокотехнологичную технику, но снова что-то мешало. Поэтому и выпуск компьютеров-моноблоков тоже так и не был запущен, хотя три года назад об этом на полном серьезе заявляло руководство предприятия. «Горизонт» продолжает выпускать телевизоры и большие «планшеты» для электронных очередей, табло и прочего.

Правда, в то же время есть у нас сборочные и не очень производства компьютеров, моноблоков, ноутбуков. Например, Брестский радиотехнический завод имеет все сертификаты, подтверждающие, что у него компьютеры именно белорусские.

Появились и новые бренды смартфонов да планшетов. Вот только они остаются, по сути, импортом, которого у нас только за последние полгода было более 1,7 миллиона штук (это и телефоны, и смартфоны, и планшеты, и прочая компьютерная техника вместе). Не идет у нас с технологиями. Ну никак не идет.


Владислав КУЛЕЦКИЙ

kuletski@sb.by

Выпускаючы смартфон, не варта вынаходзіць веласiпед

Аналітычная кампанія International Data Corporation (IDC) прагназуе: сусветны рынак смартфонаў сёлета прырасце на 3%, да 1,52 мільярда прылад. Праз год гэтая лічба прыкметна павялічыцца, а ў цэлым рынак будзе «плюсаваць» яшчэ некалькі гадоў запар. Навіна гэта добрая як для вытворцаў, так і для пакупнікоў. Апошнія атрымаюць сучасныя тэхналогіі па даступных цэнах. «Р» высветліла, ці плануюць беларускія вытворцы смартфонаў перайсці з бюджэтнага сегмента ў люксавы, а таксама даведалася, у якіх краінах могуць з’явіцца нашы гаджэты.

Фота Вiталя ПIВАВАРЧЫКА

На думку аналітыкаў, у бліжэйшы час на рынку будуць кіраваць балем прылады на платформе Android. На ёй якраз выпускаюцца і нашы Flycat і Venso. У кампаніі «Надзейныя мабільныя сістэмы» заяўляюць, што першы беларускі брэнд смартфонаў — гэта Venso. Менавіта так фірма пазіцыянуе свае прылады. Аднак мадэлі пад зарэгістраванай маркай Flycat з’явіліся крыху раней. Распрацоўшчыкі з «ІТЦ-М» прапанавалі пакупнікам бюджэтныя мадэлі Flycat Optimum. Сёння яны прадаюцца па 142—229 рублёў. Прадукт-менеджар кампаніі Ігар Сенюць расказвае, як выглядае сёння ўнутраны рынак смартфонаў:

— Апошнія некалькі гадоў увесь аб’ём трымаецца на ўзроўні мільёна прылад. Лічба фактычна не змяняецца, вагаецца толькі доля таго ці іншага вытворцы. Магу сказаць, што ў бюджэтным сегменце шматлікія буйныя карпарацыі страцілі значны кавалак пірага. Напрыклад, танныя тэлефоны Samsung, LG і Lenovo перайшлi на больш дарагi сегмент.

Нагадаем, беларускія смартфоны, гэтак жа як і планшэты, збіраюцца ў Кітаі з імпартных запчастак. Самі вытворцы параўноўваюць прылады з канструктарам: кажуць, што яго можна скласці з розных дэталяў, ад гэтага будзе залежаць і канчатковая цана. Між тым у некаторых мадэлях стаяць дакладна такія ж складальнікі, якія выкарыстоўваюць, напрыклад, такія гіганты, як Sony або Samsung.
Кнопкавыя «бабулькафоны» і танныя беларускія смартфоны знайшлі свайго спажыўца
Фота Паўла ЧУЙКО

Смартфоны Venso, дарэчы, каштуюць прыкметна танней, чым у канкурэнтаў: ад 30 да 181 рубля. Дырэктар па маркетынгу кампаніі «Надзейныя мабільныя сістэмы» Сяргей Капанец кажа, што няпросты мінулы год не стаў перашкодай для старту:

— Крызіс — гэта самы выгадны час для запуску таннага прадукту. Але ж прызнаюся, што на першых апаратах мы практычна нічога не зарабілі. Задача стаяла заваяваць пэўную долю. Таму мы прапанавалі пакупнікам тэлефон, знешне падобны на iPhone, пафасны і якасны, але па нізкай цане. Так, мы пераймальнікі. Людзі хочуць хадзіць з прыладамі брэнда Apple, але не могуць сабе гэта дазволіць. Мы ім такую магчымасць даём.

Таннасць прылад тлумачыцца тым, што Venso — гэта лакальны брэнд, кампанія не нясе вялікіх фінансавых выдаткаў на яго прасоўванне ў Беларусі. Акрамя таго, вытворца папросту не перагружае свае смартфоны разнастайнымі непатрэбнымі праграмамі: начынка беларускіх смартфонаў — гэта аптымальнае спалучэнне прадукцыйнасці і энергаспажывання. Дарэчы, самыя танныя тэлефоны Venso па кошце каля 30 рублёў — гэта кнопкавыя прылады, якія ў кампаніі называюць «бабулькафоны».

Дарэчы, абодва вытворцы гавораць: пераходзіць у дарагі сегмент яны не плануюць, хаця ў бліжэйшыя месяцы на рынку з’явяцца некалькі прынцыпова новых мадэляў Flycat і Venso, якасць і кошт якіх будуць вышэй цяперашніх — каля 250—300 рублёў. А вось што тычыцца магчымага экспарту нашых гаджэтаў, то тут планы ў кампаній розныя. Ігар Сенюць не выключае таго, што смартфоны Flycat могуць у хуткім часе з’явіцца на расійскім i iншых рынках. Тым часам брэнд Venso вядзе перамовы з Казахстанам. Для таго каб прадавацца ў Расіі, патрэбны велізарныя аб’ёмы і інвестыцыі, лічаць у кампаніях. Таму асноўная барацьба за спажыўца пакуль будзе разгортвацца на беларускім полі.

І, нарэшце, пра патрыятызм. Ці можна назваць нашы смартфоны беларускімі або абедзве кампаніі ўсё ж з’яўляюцца імпарцёрамі? У кампаніі «ІТЦ-М» прыводзяць такі прыклад: ёсць два шляхі развіцця, якія выбіраюць вытворцы. Можна закупіць у Кітаі ўжо цалкам гатовыя прылады і проста перапрадаваць іх на іншыя рынкі. Ці, грунтуючыся на вытворчых магутнасцях кітайскіх заводаў, пад татальным кантролем з боку сваёй кампаніі збіраць прылады на аснове ўласных распрацовак. У гэтым выпадку якасць прадукту будзе такой, як плануе кампанія. Адпаведна, будзе вышэй і кошт. «Не мае ніякага значэння, у якой краіне ты будзеш збіраць свае прылады, важна, як кантралюецца якасць матэрыялаў, зборкі і лагістыкі», — рэзюмуе Ігар Сенюць.

— Не варта вынаходзіць веласіпед, — згаджаецца Сяргей Капанец. — Рынак можна заваяваць добрымі суадносінамі кошту і якасці. А пазіцыянаваць тавар як беларускі ці не — для нас не прынцыпова. Гэта проста бізнес.

Хаця на ўпакоўках новых тэлефонаў у нас з'явяцца нацыянальны арнамент і надпісы на беларускай мове.

Ульяна БУШУЙ


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter