Не поле перейти...

Владимир Зиновский: Не надо придавать МСФО несуществующие свойства

Владимир Зиновский: «Не следует придавать МСФО свойства, которыми они не обладают»

Многие эксперты отмечают: национальную систему бухгалтерского учета следует как можно быстрее унифицировать с Международными стандартами финансовой отчетности – пресловутыми МСФО. Ведь от этого напрямую зависит приход инвестиций в страну. В настоящий момент в Беларуси завершается работа над новой редакцией закона о бухгалтерском учете, в которой нашли отражение 32 из 37 стандартов МСФО. Ожидается, что после принятия этого документа национальная система бухучета, по которой будут работать белорусские предприятия, станет максимально прозрачной, что в перспективе должно повысить привлекательность белорусских компаний для потенциальных иностранных инвесторов. Вместе с тем далеко не все придерживаются мнения, что национальные стандарты так уж однозначно следовало бы переводить на новые рельсы, ведь у подобных решений можно найти как несомненные плюсы, так и минусы.

В одном из своих недавних номеров «Р» (2 марта 2011 года, № 40 (5203) опубликовала статью председателя Ассоциации аудиторских организаций Александра Гавриленко «Трудности перехода», в которой автор обратил внимание на ряд проблемных вопросов, связанных с внедрением в Беларуси МСФО. В конце материала редакция отметила: мы готовы продолжить обсуждение этой темы со всеми заинтересованными сторонами. Реакция не заставила себя долго ждать. Своей точкой зрения с читателями газеты решил поделиться председатель Националь­ного статистического комитета Владимир ЗИНОВСКИЙ:

— Владимир Иванович, МСФО предполагается использовать в качестве основы для национальных правил ведения бухучета и составления отчетности как международный ориентир для стран, разрабатывающих собственные правила, а также с целью привлечения финансирования на международных рынках капитала. Но стоит ли говорить о том, что всем без исключения белорусским предприятиям безоговорочно стоит переходить на новые стандарты?

— Необходимость применения МСФО не вызывает возражений на тех предприятиях и в организациях, которым необходим выход на внешний рынок. Такой подход позволит получить общую основу для понимания с иностранными партнерами и является основным направлением их внедрения. Специалисты таких организаций должны обладать соответствующей квалификацией. В интересах своей финансово-хозяйственной деятельности уже сейчас ряд организаций нашей страны составляет отчетность как в рамках национального законодательства, так и в соответствии с МСФО. В частности, это все банки, большинство совмест­ных и иностранных предприятий, являющихся резидентами Беларуси.

Тем не менее, на мой взгляд, не следует придавать МСФО свойства, которыми они не обладают. Существующая национальная система учета и отчетности соответствует нынешнему уровню развития государства, обслуживает его и удовлетворяет любые потребности в необходимой информации на любом уровне. Национальная система учета должна обслуживать интересы государства, а составление отчетности по МСФО должно соответствовать конкретным потребностям субъектов хозяйствования и не быть всеобщим. Так что следует поддерживать достаточно взвешенный подход Министерства финансов к этому вопросу.

— То есть сближение национального законодательства со стандартами МСФО не означает отказа от ведения бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов?

— Совершенно верно. Ведь бухучет на основе первичных учетных документов является исходным источником как для составления бухгалтерской отчетности в рамках национального законодательства, так и для заполнения форм государственной статистической отчетности. Цель сближения национального законодательства с МСФО – разработка в общественных интересах единого комплекта высококачественных, понятных и практически реализуемых глобальных стандартов финотчетности, требующих предоставления высококачественной, прозрачной информации, которая необходима пользователям для принятия экономических решений.

Следует отметить, что в ряде случаев сближение с МСФО позволит дать более реальную оценку финансовой деятельности организаций. Так, например, снятие ограничений по отнесению за­трат на себестоимость производимой продукции (работ, услуг) позволит определить реальную величину затрат на производство продукции (работ, услуг).

Одним из проблемных вопросов остается применение организациями республики двух методов учета выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг: по отгрузке и по оплате. При этом следует отметить, что, согласно национальному законодательству, даже в России выручка от реализации учитывается всеми организациями только по отгрузке.

— Считается, что сближение национального законодательства с МСФО облегчит взаимопонимание с международными организациями…

— При работе с представителями Международного валютного фонда, оказывавшими помощь специалистам Белстата по организации государственного статистического наблюдения за поступлением иностранных инвестиций в страну, было проблематично объяснить, почему нераспределенная прибыль организации продолжает распределяться, если она называется «нераспределенная». Согласно действующему в настоящее время законодательству, полученная чистая прибыль отчетного периода списывается заключительными оборотами в кредит счета бухгалтерского учета. Затем с этого счета она направляется на выплату доходов учредителям организации, на отчисление части прибыли в государственный целевой бюджетный фонд национального развития, на создание фондов накопления, потребления, резервный фонд, фонд пополнения собственных оборотных средств и другие. То есть получается, что нераспределенная прибыль продолжает распределяться, что с точки зрения мировых финансовых институтов противоречит понятию «нераспределенная прибыль». Если бы данные о нераспределенной прибыли соответствовали названию, то такой проблемы не было бы ни у организаций, ни у органов государственной статистики. Более того, мы могли бы разговаривать с международными экспертами на понятном для обеих сторон языке.

МСФО отражают богатый опыт, накопленный в сфере бухгалтерского учета и отчетности развитыми странами. Стандарты являются достаточно гибким инструментом, допускающим целый ряд альтернативных методов оценок объектов и способов отражения в учете фактов хозяйственной деятельности организации. Поэтому в экономических условиях Беларуси предполагается осуществление поэтапного сближения национального законодательства с МСФО. При этом трансформация финансовой отчетности на начальном этапе данного перехода позволяет быстро и наименее за­тратно представить информацию так, как того требуют МСФО.

По нашему мнению, следует в стране уделить внимание реформированию национального аудита. Потребности государства требуют его развития в направлении мировых тенденций, то есть оценки достоверности информации. От аудиторов необходимо получать детальную и достоверную информацию, на основе которой собственники могут принимать эффективные решения. Нужно иметь обратную связь с субъектами хозяйствования. Тогда в полной мере заработают республиканские правила и международные стандарты аудита. Аудиторская деятельность, как принято во всем мире, наряду с административными должна регулироваться экономическими методами. К таким можно отнести: контроль качества аудита со стороны профессиональных ассоциаций с выдачей сертификатов качества, допуск к обязательному аудиту через участие в национальных рейтингах аудиторов, отбор аудиторов на основе объективных конкурентных преимуществ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter