В 72-м гвардейском объединенном учебном центре подготовки прапорщиков и младших специалистов, больше известном в народе как Печи, жизнь бьет ключом. Новое пополнение только-только получает форму, те, кто уже провел в части пару ночей, вовсю зубрят звания и историю подразделения. С плаца доносится грохот берцев, с КПП — радостные возгласы дембелей. За всем следят сержанты, прапорщики, командиры подразделений — без дисциплины никуда. Все это напомнило мне атмосферу большой семьи. Так ли это, что такое армейская служба вообще — с такими вопросами я обращалась к тем, кто пришел буквально вчера, кто уже перечеркнул в дембельском календаре цифру 547, и военнослужащим, оставшимся на контракте.

Первые шаги строевым
Когда-то я задавалась вопросом: для чего же мужчине нужно пройти армию? Потому что стандартный ответ, что это, мол, школа жизни, считала слишком размытым. Знакомые военнослужащие подсказали: служба учит самостоятельности и уверенности в себе. Поэтому с первого взгляда отличить новобранца и уволенного в запас легко: первые пока всего еще боятся, последних уже, вероятно, ничем и не напугаешь.
— Только неделю здесь, а еще месяц назад рассекал на тракторе в ОАО «Краснопольский» бок о бок с родителями и старшим братом, — рапортует Андрей. — Вставали всегда рано и эта привычка пригодилась здесь больше всего. Страшилок, о которых мне рассказывали на гражданке, тут нет: еда вкусная, кормят хорошо, очень адекватные и вежливые командиры, хоть и строгие. Даже портянок нет: куда их в берцы? Теперь в казармах современные душевые, стиральные машины, сушилки для обуви и даже плазменный телевизор. Парни со мной служат классные: перетираем частенько новости, мечтаем, что служба быстро пролетит, и представляем, что будем делать после. А вот чего не хватает, так это близких людей рядом и социальных сетей. А из-за пандемии с родственниками не увидишься даже. Остается надеяться, что к присяге все утихнет.

— Я наивно полагал, что первый день службы запомню больше всего. На самом деле он пролетел в секунду: вымотались в дороге, выслушали указания от сержантов, сходили в баню и моментально уснули. Даже грустно. Сейчас привыкаю к распорядку и физическим нагрузкам, стараюсь подружиться с товарищами. Ожидания от службы у меня большие, на это отец повлиял. Рассказывал, что здесь есть куда расти и чему поучиться.
Финальный, дембельский аккорд
А вот по Ивану Хомецу из Петрикова было сразу понятно — дембель: парня выдавала улыбка в 32 зуба, да и с командирами он общался уже на дружественной ноте. Оказалось, увольняется в запас через несколько часов! Что же делают ребята на гражданке первым делом?— Не знаю, как другие, но я на поезд — и к семье, — говорит Иван. — Там у меня жена и четырехлетний сын. Служба пролетела быстро, но быть в разлуке с любимыми невыносимо. Мне давали достаточно увольнительных в части, приезжая каждый раз, видел, что сынуля не хотел меня отпускать. С женой отношения на расстоянии только окрепли: мы на гражданке еще решили отправлять письма, как в старые добрые времена. Помню и храню каждое из них. Там мы открывались перед друг другом в новом свете, рассказывали, как переосмыслили наши чувства, и о сильной взаимной любви. Мне разрешили уволиться немного раньше, чем я ожидал, так что устрою сюрприз. Надеюсь, обрадуются.
Сначала был наводчиком танка, а затем дослужился до командира боевой машины. И совершенно не считает, что служба — это потерянные годы:
— Сейчас же как модно? Откосил — значит, молодец. А я не так воспитан. В армии начинаешь ценить близких и старых друзей, а здесь приобретаешь новых товарищей. Становишься самостоятельным, ведь любую поставленную задачу надо решить четко, в срок и с хорошим результатом. Эти качества очень пригодятся на гражданке, особенно на работе. Туда, кстати, я выхожу на следующей неделе. А еще решил в университете восстановиться. Пора наверстывать упущенное.

Пойти, чтобы себя найти
Разговаривая с командирами, общаясь с солдатами, подметила занятную деталь: контрактная служба, несмотря на политическую ситуацию, даже стала популярнее, чем в другие годы. Чтобы не быть голословной, озвучу: контрактников в 2020-м стало больше на 20 процентов. Причем это и те, кто остался после срочной службы, и люди со стороны. Один из них — гомельчанин Кирилл Бова. В прошлом он учитель истории, но за время службы отдать долг Родине вдохновился военным делом. И, не дожидаясь дембеля, ушел на контракт.
Пример Кирилла для некоторых стал мотивационным, говорит, до Нового года переведется пару ребят, и после еще несколько.
Все мои собеседники утверждали: впечатление от службы напрямую зависит от командира. У гвардии лейтенанта командира роты Ивана Брилевского этот призыв далеко не первый. И каждое молодое пополнение он старается замотивировать и показать новобранцам, что служба — это не страшно, а, наоборот, полезно и увлекательно.

Содержание чата решила проверить своими глазами. «Спасибо за то, что бережете детей», — пожалуй, эта фраза встречалась чаще всего. Пролистав сообщения и вспомнив рассказы парней, поняла, что нашла ответ на вопрос, с которым прибыла в подразделение: атмосфера большой дружной семьи имеет место быть. А значит, тяготы воинской службы сообща преодолевать будет куда легче.
krush@sb.by