Не подмажешь — не поедешь?

В январе будущего года в республике вступит в силу новый закон о борьбе с коррупцией Согласно ему в уголовное законодательство будут внесены изменения и дополнения, усиливающие ответственность за данные преступления. В частности, значительно расширена категория должностных лиц, к которой, помимо госслужащих, будут относиться учителя, врачи, работники сферы бытовых услуг. Кроме того, предполагается ужесточить наказание не только в отношении лиц, получающих взятку, но и тех, кто ее предлагает. Готовится также проект Государственной программы по противодействию коррупционным преступлениям на 2007—2010 годы.

Когда деньги решают все
“Самое главное при всяком государственном устройстве — устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться”. Это весьма точное по своей сути высказывание приписывают античному мудрецу Аристотелю. С тех пор прошло уже около двух с половиной тысяч лет, но до сих пор человечеству так и не удалось искоренить коррупцию, которая остается одним из самых коварных социальных зол.
В Беларуси уровень коррупционных преступлений нельзя назвать критическим, что подтверждает и статистика. К примеру, за 9 месяцев 2006 года количество зарегистрированных фактов взяточничества по сравнению с аналогичным периодом 2005 года сократилось более чем на 21%. Тем не менее борьба с этим злом остается одним из приоритетов государственной политики, заявил недавно Генеральный прокурор республики Петр Миклашевич и потребовал от правоохранительных органов более активных и решительных действий на этом фронте.
По данным управления информации и общественных связей республиканской прокуратуры, за 10 месяцев этого года в республике зарегистрировано 2980 коррупционных преступлений. Из них 922 связаны со взяточничеством. Так, буквально на днях в Минске на девять лет лишения свободы осуждены два налоговых инспектора, которые в обмен на 10 тысяч долларов закрыли глаза на выявленные нарушения законодательства в ходе проверки на одном из предприятий.
По словам старшего оперуполномоченного по особо важным делам главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Александра Водяного, в структуре коррумпированных лиц  немалая доля сотрудников министерств, концернов и местных исполнительных комитетов. На них приходится свыше 66% всех совершенных преступлений.
Бой с тенью
Противостояние коррупции напоминает бой с тенью. С одной стороны, все прекрасно осознают важность и необходимость борьбы с этим злом, с другой — никто уже и не скрывает, что многие жизненные вопросы гораздо проще, быстрее и выгоднее решить по принципу “ты — мне, я — тебе”. По большому счету, в современном обществе отсутствует массовое неприятие коррупции. И в этом, наверное, заключается главная опасность.
Полностью избавиться от коррупции вряд ли возможно, по крайней мере, пока это не удалось ни одной стране мира. Но по опыту некоторых государств мы видим, что ее вполне реально свести к минимуму. Следует лишь разделять причины и условия, ее порождающие, что, в свою очередь, позволит определить оптимальные способы противодействия.
Риск разоблачения
Одни усматривают причину коррупции в неэффективных законах, другие — в неоправданной бюрократизации госорганов, наличии разного рода административных барьеров. Третьи говорят о главенствующей роли субъективного фактора. Мол, не все же, в конце концов, становятся на преступную стезю. Наверное, в каждом из этих утверждений есть доля истины. Отчасти сложившуюся ситуацию можно объяснить низким уровнем правового сознания населения, отсутствием правовой культуры. Но главное все же в другом. По мнению председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Анатолия Белошевского, необходимо упрощать и совершенствовать систему предоставления государственных услуг.
Вот почему одна из основных задач на сегодня — устранение условий для коррупции в органах власти и местного самоуправления. Чтобы законы и механизмы принятия решений были ясными, четкими и понятными и у чиновника не оставалось лазеек для субъективного мнения.
Принцип “одного окна” в этом плане — очень важный шаг.
Кто и как наказывает за коррупцию
В Германии, Франции, США, Японии человек, уличенный в коррупции, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. Наиболее жесткое наказание применяется в Китае, где за коррупцию можно получить пожизненное заключение или смертный приговор. В Тайване наказывают только взяткополучателей, в Чили, наоборот, дача взятки рассматривается как уголовное преступление, а ее получение таковым не считается.
Рецептов и способов борьбы с коррупцией выработано предостаточно — от превентивных до самых радикальных. Нередко в сетях оказывается очень крупная рыба. Например, в конце
60-х годов прошлого века в США спецслужбы провели операцию “Шейх”. Под видом восточных “денежных мешков” агенты ФБР появлялись в офисах и кабинетах крупных чиновников, конгрессменов, губернаторов штатов и проверяли их на честность и неподкупность, предлагая взятки. Скандал тогда разразился грандиозный, многим пришлось поставить крест на своей карьере, распрощаться с высокими должностями.
Все эти факты привожу не случайно. Давно уж подмечено, что неотвратимость наказания порой оказывается намного эффективнее самого наказания. В странах с минимальным уровнем коррупционных преступлений чиновник любого ранга имеет такие условия, что ему просто невыгодно рисковать своим положением ради взятки, потому что он потеряет все: работу, карьеру, дом, достойную пенсию, нажитое имущество. Риск разоблачения в таком случае становится главным сдерживающим фактором для нечистых на руку управленцев.

 Блицопрос Станет ли ужесточение наказания сдерживающим фактором для нарушителей закона?

По результатам недавнего социологического опроса, проведенного аналитическим центром EcooM, только 37,3% граждан считают, что ужесточение наказания снизит уровень коррупции. Около 30% полагают, что сколь-нибудь серьезных изменений не произойдет. И у каждого свои аргументы. Вот только несколько мнений.
Андрей Антонов, предприниматель, г. Минск:
— Незабвенный Остап Бендер говорил: “Чтите Уголовный кодекс”. И этим все сказано. Те, кто побывал за решеткой по 430-й статье, выходят оттуда совершенно другими людьми.
Зинаида ДалинкевиЧ, пенсионерка, Минская область:
— Наказывать, конечно, необходимо, и чем жестче, тем лучше. Но не думаю, что в одночасье все изменится. Наши люди пока не научились отстаивать свои права. По разным причинам. Где-то по незнанию, где-то элементарно опасаются, а иногда просто человек готов на все, лишь бы побыстрее решить свою проблему. Усиливать борьбу с коррупцией нужно с мест, где многие ответственные лица просто “распустились” и чувствуют себя этакими князьками в своей вотчине.
— Андрей Солодовников, полковник МВД:
— Зная о том наказании, которое его ждет, нормальный человек сто раз подумает, прежде чем пойти на преступление. В принципе, в нашем законодательстве уже предусмотрены достаточно жесткие меры ответственности, и не только за взяточничество.Но, думаю, не меньшую ответственность должен нести и “провокатор”, то есть тот, кто предлагает взятку.
Раиса Видершпан, сотрудник отдела образования, Гродненская область:
— Коррупция относится к тем преступлениям, за которые наказание должно быть максимально строгим. Причем ответственность должна быть для всех одинакова, невзирая на чины, звания и положение в обществе. Все факты должны подлежать широкой общественной огласке. Но здесь очень важен осторожный подход, компетентность, чтобы не пострадали невиновные.
Ольга Метлицкая, студентка четвертого курса Института современных знаний:
— Мне кажется, полностью победить коррупцию невозможно. Сначала нужно, как говорится, поймать за руку. А специфика коррупционных преступлений такова, что сделать это очень трудно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter