Не по адресу

Кому и зачем задавали сербские власти вопрос о целостности своего государства?
Кому и зачем задавали сербские власти вопрос о целостности своего государства?

На референдуме в Сербии принята Конституция, которая впервые за последние почти 100 лет провозглашает государственный суверенитет страны, включающей согласно преамбуле край Косово в свой состав. Как раз на днях я обсуждала с дипломатом ОБСЕ эту тему и услышала интересный ответ: «Балканы уже полностью под крылышком ЕС, нам там делать нечего».

Да, геополитический выбор Белграда, Загреба, Подгорицы очевиден. Только вот отчего это Сербия задает непонятные вопросы? О чем это она так волнуется «под крылышком ЕС» и кому адресован месседж конституционной преамбулы о статусе Косово? Ведь любой европейский школьник знает о колыбели сербской цивилизации — Косовом поле...

Значит, не все так очевидно в европейской политике и в дипломатичном экивоке чиновника ОБСЕ кроется большой намек по поводу того, кто будет дальше распутывать балканский узел. И жаль, кстати, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе имеет так мало влияния в регионе, который американская газета «Уолл стрит джорнэл» поставила в один ряд с Ираком, Афганистаном и Суданом...

И та же «Уолл стрит джорнэл», в отличие от европейских СМИ, лакирующих продолжающийся распад Сербии под формулировками европейского выбора, по–американски прагматично ставит задачу: «Поскольку Европа предпочитает реагировать, а не действовать на Балканах, как и вообще в международных делах, любую резолюцию (по Косово) в Совете Безопасности Вашингтону придется проталкивать».

Вот так, в отличие от главной европейской организации по безопасности — ОБСЕ, считающей свою задачу выполненной, главный балканский «архитектор», а им всегда были и остаются Соединенные Штаты, считает, что не все еще на Балканах сделано, как надо. «К концу года Косово должно приблизиться к «окончательному статусу», который для всех, кроме Сербии и России, означает независимость», — пишет «Уолл стрит джорнэл». И еще: «У Сербии мало законных и еще меньше моральных прав на Косово». Высказавшись столь определенно, американское издание честно предупреждает, что демократически избранные преемники Милошевича не рвутся брать на себя вину за потерю Косово.

...Очевидно, что демократическому правительству Сербии действительно не хочется брать на себя такую огромную вину и ответственность. И поэтому когда они вынесли на референдум вопрос: согласны ли вы, что Косово должно остаться в составе Сербии, — то ответ сербов им, впрочем, как и всем в мире, был известен заранее. 96 процентов «за». Вопрос не по адресу.

Сегодня, имея для того абсолютно легитимные основания — волеизъявление в результате референдума, — Белград переадресовал наконец–то вопрос по правильному адресу. В Евросоюз. Хотя проблема тут гораздо шире моральной ответственности Брюсселя за свою политику.

Сегодня самые прозорливые европейские политики говорят: «Евросоюз — последняя настоящая утопия». Откуда, почему такие уничижительные оценки? Ведь и экономика растет, и валюта крепнет, и правительство свое есть... Старая Европа как будто помолодела. Но разве заменят финансовые вливания молодость духа? В том–то и дело, что европейская «старушка» вся в ботоксе — как известно, это такие инъекции, которые подтягивают лицо, убивая нервы. Только жив еще главный, самый чувствительный нерв — национальный. Немец остается немцем. Француз — французом. А серб — сербом. И какой серб без Косова поля, где вся его историческая память? Простая статистическая единица... И каким будет Евросоюз, состоящий из статистических единиц? Действительно утопией.

По сути, сегодня Белград поставил перед Евросоюзом вопрос, который уже давно обсуждается на главной мировой площадке, в стенах ООН, в том числе и с участием нашей страны. Человечество должно беречь духовное, культурное, национальное многообразие, а не разрушать его. А потому — помни о Косово?..

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter