Не по адресу?..

На вопрос о сути адресной социальной помощи в Министерстве труда и соцзащиты мне ответили так: назначается адресная помощь только в самых крайних случаях.
На вопрос о сути адресной социальной помощи в Министерстве труда и соцзащиты мне ответили так: назначается адресная помощь только в самых крайних случаях. Когда человек оказывается в совсем уж безвыходной ситуации. В прошлом году помощь получили 42 тысячи человек. Это - 1,3 процента граждан, чьи доходы ниже бюджета прожиточного минимума (сегодня БПМ - 108 тысяч 790 рублей). Много это или мало? Для сведения: в странах с развитой экономикой в "адресатах" - 10 - 15 процентов малообеспеченных. Кстати, у нас в 2001 году получателей адресной соцпомощи было почти в 4 раза больше, чем в 2003-м... Увы, скромные бюджетные возможности заставляют жестче подходить к критериям отбора кандидатов...

Система адресной социальной помощи в Беларуси действует четвертый год. Было несколько пилотных проектов по ее обкатке. Но, похоже, споры о критериях отбора претендентов на социальную поддержку еще не окончены. Первоначально адресные выплаты полагались тем, чей среднедушевой месячный доход не превышал 60 процентов бюджета прожиточного минимума. Кто их получал? Многодетные и неполные семьи, а также семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды; одинокие пенсионеры, живущие на социальную пенсию... Чуть более года назад появился новый "фильтр" - так называемый "семейный" коэффициент, учитывающий эффект совместного проживания в семье. "И многодетные семьи из системы адресной социальной помощи фактически выпали", - говорит Наталья Живицкая, директор территориального центра социального обслуживания населения Дзержинска, где проходил один из первых "пилотов".

Как "семейный" коэффициент учитывает эффект совместного проживания, я поняла, побывав в отделении срочного социального обслуживания территориального центра социального обслуживания населения Фрунзенского района Минска. Прием посетителей здесь - три раза в неделю. И только с заявлением на адресную социальную помощь в такой день обращается в среднем 20 человек. Елена Романчик - одна из претендентов. В свои 37 лет она тут, можно сказать, уже постоянная клиентка - не в первый раз обращается. На что может рассчитывать? Вместе со специалистом по социальной работе Юлией Дубовик мы углубляемся в подсчеты. Значит так: совокупный семейный доход за три месяца - 266.429 рублей. На троих (Елену и двоих ее детей 12 лет и 1,5 года) в месяц получается 88.809 рублей, на одного - 29.603 рубля. Плюс тот самый коэффициент, учитывающий эффект совместного проживания (в данном случае он равен 0,7), в итоге калькулятор выдает - 42.290 рублей.

- Да не выходит у меня столько, - робко возражает Елена.

- А младший за старшим вещи донашивает? И суп вы готовите не для каждого отдельно, а на семью. Экономия как-никак. Все это коэффициент совместного проживания и учитывает, - объясняет Юлия Дубовик. Впрочем, как с какими коэффициентами ни считай, а доходы Елениной семьи до 60 процентов БПМ все равно не дотягивают. Она облегченно вздыхает и тут же грустнеет: 68.950 - такова сумма месячной выплаты на всю ее семью. С одной стороны, два-три раза в магазин за продуктами сходить, а с другой - лучше, чем ничего. С введением "семейного" коэффициента количество получателей социальных выплат во Фрунзенском районе в прошлом году сократилось по сравнению с 2002-м вдвое. В итоге из 120 миллионов, выделенных из бюджета на адресную соцпомощь, сэкономлено 40...

Впервые о "семейном" коэффициенте заговорили во время эксперимента в Осиповичах: в результате его применения среднедушевой доход претендентов на адресную помощь автоматически увеличился от 20 до 60 процентов, соответственно уменьшились размер социальной помощи и количество "адресатов". А заодно экспериментаторы отменили "категориальный" подход и создали единую систему всех социальных выплат. "Итогами пилотного проекта мы удовлетворены", - говорит заместитель начальника управления по труду и социальной защите Осиповичского райисполкома Нина Лапаник. Разделяют ли это мнение десятки отсеявшихся потенциальных получателей выплат? Большой вопрос...

И потом: если эксперимент удался, почему прогрессивный опыт не спешат внедрять по всей стране?

- Рано, - считает начальник управления социальной помощи и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Татьяна Шеметовец. - На "запуск" единой системы адресной социальной помощи требуются определенные финансовые затраты. На какие ресурсы мы можем рассчитывать, станет ясно после того, как завершится процесс упорядочения льгот. Знаю, недовольных эффектом "семейного" коэффициента много. В первую очередь его введение сказалось на многодетных семьях. Поэтому в самое ближайшее время его величина будет пересмотрена.

Средний размер адресной социальной помощи на одного получателя (без учета инфляции) в 2001 году - 7 тысяч, в 2002-м - 12 тысяч, в 2003-м - 17 тысяч.

Коэффициент, учитывающий эффект совместного проживания в семье, включает экономию от общего пользования электробытовыми приборами и предметами быта, потребления электроэнергии, продуктов питания, ношения одежды и обуви и рассчитывается в зависимости от количества членов семьи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter