Последний штрих: чтобы иностранцы по безвизу поехали в наши санатории, местным специалистам надо срочно подтянуть знание языков

Не переводите отдых понапрасну

После того как прилетевшим иностранцам разрешили месяц находиться у нас по безвизу, санатории и клиники вздохнули с облегчением. Мол, наконец-то и до них доедут пациенты — подлечиться, перевести дух, набраться сил… Правда, пока верениц гостей из Евросоюза, США или Австралии больницы и здравницы не замечают. Объясняют тем, что на операции и курсы процедур мало кто и когда решается спонтанно — их обычно планируют. Надежды возлагают на следующий год. И заодно примеряются: хватит ли времени дошлифовать сервис, а также выучить или найти специалистов со знанием чужих языков? 

По сей день около 80 процентов пациентов в наших здравницах — россияне.

Барьер номер один

Начальник отдела организационно-правовой работы и обеспечения путевками Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению Инна Полуянова признает: незнание иностранных языков все еще остается одним из самых больших барьеров. Он мешает притоку гостей из дальнего зарубежья в наши санатории:

— Что касается медицины и методов лечения, наши санатории не уступают европейским здравницам. У нас есть те же минеральные воды, которые по составу не уступают минводам известных мировых курортов, грязелечение… Но когда в Евросоюзе такой же выбор курортов и нет языкового барьера, иностранец сюда не поедет. Так что нам, чтобы увеличить поток гостей, надо работать, учить английский. В протоколе совещания по итогам прошлого года записали поручение руководителям здравниц, чтобы взяли на контроль языковой вопрос и обязательно совершенствовали сервис в этой части. В ряде санаториев такие специалисты уже есть. Не все из них заняты в медицинской сфере или сфере питания, в первую очередь — на ресепшене. 


Затягивание изучения специалистами иностранных языков отчасти связано с тем, что по сей день около 80 процентов приезжих пациентов — россияне. Немало и граждан из бывших постсоветских республик. Во многом благодаря их вниманию к нашим услугам число отдохнувших и оздоровленных гостей выросло на 20 процентов. Их в январе — сентябре побывало более 190 тысяч человек. Экспорт туруслуг за это время вырос почти на 15 процентов, до 151 млн рублей. Одновременно растет интерес со стороны ближайших соседей: жителей стран Балтии, Украины, а также Казахстана, Грузии, Израиля, Италии, Польши, Германии и даже Йемена. 

По мнению экспертов, здравницы перестали быть местом отдыха пожилых, больных людей. Наоборот, это современные многофункциональные оздоровительные центры, где главным образом используются природные лечебные факторы в сочетании с инновационными технологиями курортной медицины. Так, кроме традиционных бальнео- и грязелечения, применяются и такие новинки, как апитерапия, гирудотерапия, акупунктура, спелеолечение. Открываются и современные спа-центры в санаториях — в стране уже наберется около полусотни таких примеров. Например, в 2015 году санаторий «Юность» был сертифицирован как spa-отель, а в этом уже получил сертификат как отель medical-spa. Такое звание имеют все ведущие европейские курорты. Появляется формат велнес-услуг, где ставка делается на здоровый образ жизни, антистресс, детокс и антивозрастную медицину. 

24 дня — роскошь

Сегодня в стране действует 307 санаторно-курортных учреждений, которые могут принять 1,3 млн гостей. В январе — сентябре число пациентов уже приблизилось к 1,1 млн. В то же время из года в год средняя заполняемость здравниц держится на отметке в 80 процентов. Парадокс, учитывая, что число мест оздоровления не растет, а значит, стоит на месте и количество койко-мест, а число отдыхающих увеличивается, Инна Полуянова объяснила следующим образом: 

— Если раньше, как и говорилось в учебниках курортологии, клиенты ехали на 24 дня, то сегодня такой продолжительный отдых люди не могут себе позволить. Мы вынуждены констатировать, что в лучшем случае это 14 дней — минимум для санаторно-курортного лечения. Но часто граждане едут и на неделю. На рождественские и новогодние праздники заселиться могут и на три-четыре дня. 

Экспорт медуслуг в наших клиниках растет.
mimbarhadits.wordpress.com, blueswandaily.com

Рассуждать, насколько это эффективно, специалист сходу не берется. Мол, надо посмотреть на программу пребывания гостя. Для релакс- или велнес-направлений, профилактических процедур совсем не обязательно находиться в санаториях неделями. 

Операции тоже востребованы

Экспорт медуслуг в наших клиниках тоже растет. За девять месяцев этого года прирост в денежном эквиваленте составил почти 118 процентов, или более 29 миллионов долларов. Но опять же подавляющее число иностранных пациентов — русскоговорящие граждане из ближнего зарубежья: России, Украины, Казахстана. Больше стало и армян. При этом привлечь пытаются и пациентов издалека. Специалист по работе с клиентами профильного портала, созданного на базе БелМАПО, Александр Ильяшевич ввел в курс дела:

— Суть нашей работы — участие во всевозможных выставках. В прошлом году посетили около двух десятков в разных странах мира. Это Россия, Украина, Азербайджан, Арабские Эмираты. Сейчас пробуем занять нишу в Китае, для чего поехали туда на выставку. Языковой вопрос не должен стать барьером. На базе БелМАПО существует международный отдел. Министерство занимается этим вопросом, чтобы у каждой клиники было по одному человеку, который смог бы обработать поступающие запросы на китайском языке. 

Какие направления больше всего интересуют пациентов? Онкология, трансплантология, кардиохирургия, акушерство и гинекология, стоматология и пластическая хирургия. Цены на ряд услуг гораздо ниже, чем в европейских клиниках, а качество им не уступает. 

druk@sb.by

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter