Не отметили, но заметили

В Венеции наше традиционное искусство сочли вызовом
В Венеции наше традиционное искусство сочли вызовом

На минувшей неделе наши художники вернулись из Венеции. Без «Золотых львов» — главной награды Венецианского биеннале, на которую в этом году претендовали 73 страны. Тем не менее наших там заметили.

Венецианский биеннале — старейшая выставка современного искусства и на сегодняшний день самое модное и престижное место встречи художников. Первые павильоны в знаменитых «Садах биеннале», выходящих на набережную Сан–Марко, были построены сто с лишним лет назад — именно здесь по традиции располагается основная экспозиция. Места для «постоянных клиентов» зарезервированы еще с начала минувшего века, например, Россия возвела тут свой павильон в 1910 году. Но с каждым годом к биеннале присоединяется все больше стран–участниц — перспектива выставляться в библиотеках, магазинах и даже в церквах (нравы в современной Венеции поразительно демократичны!) настоящих художников не пугает. Где показывать себя — в данном случае не суть важно. Главное — как. Пожалуй, только здесь можно наблюдать такое отчаянное соперничество в искусстве эпатажа и провокации.

В результате Португалия сооружает громадную люстру из тампаксов, Камерун украшает местные ограды тысячами цветных пластиковых пакетов, Россия заполоняет город аляповатыми щитами с пиксельными изображениями Джоконды, а Украина, видимо, уже по инерции, — постерами своей «оранжевой революции»... По Венеции разгуливают «шахидки» в хиджабах из собственных волос, обритые наголо обнаженные женщины и даже «инопланетяне»... А теперь помножьте эти и подобные им арт–эксперименты на количество участников (приняв во внимание, что каждую страну представляет как минимум полдесятка художников) — и вообразите ту атмосферу оглушающего идеями карнавала, что царила в эти дни в Венеции. Сколько перфомансов за единицу времени лично вы сможете воспринять? На каком десятке аттракционов иссякнут ваши восторги?.. Вот и я о том же.

Поэтому ничего удивительного, что белорусский павильон пользовался здесь повышенным вниманием местной прессы и публики. Хотя на фоне всех этих шутих и фейерверков наше искусство выглядело очень традиционно — несмотря на то, что в самой Беларуси проекты творческого тандема Цеслер — Войченко традиционными ну никак не считаются. Равно как и живопись Леонида Хоботова, Руслана Вашкевича, да и Валерия Шкарубо с присущим ему «фотореализмом». А также живущих ныне под Парижем Натальи Залозной и Игоря Тишина или Андрея Задорина, приехавшего в Венецию из Голландии. У нас не было перфомансов и эпатирующих акций, была просто качественная живопись, в некоторых странах Западной Европы и Америки уже безнадежно утраченная. Г–н Энцо Форнаро, который год привозящий в Беларусь выставки экстравагантных итальянских художников, знал наверняка, чем поразить своих соотечественников. Это ему, без устали признающемуся в любви к нашему искусству, удалось заинтриговать организаторов биеннале, выделивших для белорусского павильона одно из лучших мест в центре города. Судя по всему, г–н Форнаро остался доволен, если подтверждает свое намерение через два года снова привезти в Венецию наших художников.

Конечно, само по себе появление белорусов на Венецианском биеннале уже достижение — ведь до сих пор павильона нашей страны не было ни на одной крупной выставке мирового масштаба. Но, как известно, дважды в одну реку не войдешь. Для того чтобы в следующий раз произвести впечатление на этом смотре новейших тенденций современного искусства, одной лишь качественной живописи будет, очевидно, недостаточно. А ведь это было бы так символично — почти через полвека повторить успех Шагала, завоевавшего в 1948 году Гран–при Венецианского биеннале...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter