Не откажите в помощи

Зачем водителю аптечка?

Зачем водителю аптечка?


Этот пластиковый ящичек с лекарствами, бинтами, йодом лежит мертвым грузом в багажниках наших машин. В лучшем случае об аптечке вспомнят, когда у кого–то разболится голова: «Ба! Да у меня же анальгин должен быть». Увы, в экстренных случаях, когда действовать нужно решительно, водители часто тушуются и максимум, что в состоянии сделать — это нервно набрать номера экстренных служб на мобильном. А потом будут пассивно наблюдать, как человек умирает от потери крови... В результате люди гибнут от предотвратимых причин!


Думаете, это редкий и клинический случай человеческого безразличия? Отнюдь! Медики «скорой» убеждены: многих погибших в авариях можно было бы спасти, окажи очевидцы самую простую помощь. Обычно около лежащего у обочины с ноги на ногу переминаются несколько человек и... ничегошеньки не предпринимают. Не верится, что взрослые люди не понимают, как важно поддержать жизнь именно в эти минуты, дать раненому шанс до прибытия врачей (машина службы 103 в городе должна приехать по экстренному вызову в течение 15 минут после звонка, хотя обычно дорога занимает меньше времени). В конце концов, вспомните, что сказано в Правилах дорожного движения: «участник ДТП обязан принять меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему». Почему же не оказывают?


Понятно, все можно списать на шок и боязнь сделать только хуже, хотя никто не требует проводить профессиональные реанимационные мероприятия. Да, если есть подозрение, что поврежден позвоночник, то переносить пострадавшего нельзя. Но неужели наложить жгут — непосильная задача для человека с высшим образованием (а таких за рулем большинство)? Все мы сдавали экзамены в автошколе, бойко отвечали на вопросы, однако когда пришло время действовать, забыли? А давайте проверим.


Пациент скорее мертв


...Выезжаем с инспекторами спецподразделения «Стрела» Анатолием Луцевичем и Евгением Потаповичем на слуцкую трассу. Компанию нам согласился составить старший врач 9–й подстанции скорой медицинской помощи Минска Павел Удот. Сегодня он будет экзаменовать автомобилистов. А пациентом станет... манекен. По легенде, его сбила машина и надо спасать «пострадавшего»!


Первым попытался остановить кровотечение предплечья водитель «Пежо». Однако жгут... буквально рассыпался в руках. Просто возить аптечку для отчетности мало — за сроком годности тоже нужно следить... Выход смекалистый мужичок нашел быстро — достал бинт. Но действовал как–то робко, неуверенно. А кровь все течет, не останавливается. Как бы не потерять пациента.


Следующего водителя попросили показать непрямой массаж сердца. Он теоретически представляет, что да как, но руки держит неправильно. Одно дело — знать, а совсем другое — уметь.


— Пять нажатий в центр грудной клетки — один вдох, — показывает Павел Удот. — Это если оказывают помощь двое. Если один — технология другая: пятнадцать нажатий на два вдоха.


А может, нас удивит знаниями водитель общественного транспорта? За спиной профессионала — десятки пассажиров, вдруг кому–то станет плохо. Как он будет действовать? Останавливаем маршрутку. Суетливо покопавшись в бардачке, водитель все же находит аптечку, но жгут где–то затерялся. Петр даже не сразу соображает, что именно нужно искать. Позже, собравшись с мыслями, пытается остановить кровотечение на ноге, но жгут затягивает слишком слабо. Если артерия повреждена, то кровотечение только усилится.


— А что, если пострадавший перестал подавать признаки жизни, не дышит? — неожиданно ставит новую задачу Павел.


— Дам нашатырь! — невпопад отвечает «водила».


— Какой смысл? Легкие ведь не работают. И пульса нет...


— Ну вызову «скорую».


М–да, опять полагаемся на других. И это профессионал, которому каждый день доверяют свои жизни десятки людей. В критической ситуации, когда все решают секунды, нужно действовать самому, тут никто не подскажет, как спасать пострадавшего! Сколько человек умерли, не приходя в сознание, только потому, что никто не догадался проверить, дышат ли они.


Впрочем, пример с «маршрутчиком» не показательный. Большинство остановленных автомобилистов знали, что такое непрямой массаж сердца, как накладывать жгут и делать искусственное дыхание (правда, в теории). А один парень из «Мицубиси» удивил даже профессионального медика. Без запинки перечислил, как поступит в экстренной ситуации. Браво! Неужели студент медуниверситета, закралось сомнение. «Да нет, просто в автошколе хорошо учился», — улыбнулся он.


— Вывод? — переспрашивает уже после рейда Павел Удот. — Уровень подготовки средний, практических навыков нет. Старшее поколение уже многое не помнит, а вот у недавних курсантов автошкол со знаниями получше. Однако все забывают о деталях — никто не догадался надеть перчатки, которые есть в большинстве аптечек (кто знает, чем болен пострадавший), а останавливая кровотечение, забывали про памятку о времени наложения жгута и так далее.


Нераспечатанный груз


Неприятно удивило и другое — большинство аптечек даже не были распечатаны. Похоже, доставали их всего пару раз при прохождении техосмотра. Говорите, не доводилось воспользоваться? Неужели никогда не становились свидетелем ДТП? Слабо верится... Значит, дело в другом — нет уверенного импульса. Почему?


— Обычно водителей останавливают два обстоятельства — незнание четкого алгоритма действий и ответственность за возможные последствия, — считает Павел Удот. — А ведь требуются три элементарные вещи. Во–первых, остановить кровотечение. Во–вторых, восстановить проходимость дыхательных путей и, если потребуется, начать искусственную вентиляцию легких. В–третьих, запустить сердце, то есть проводить непрямой его массаж.


Фраза «обязан принять меры по оказанию необходимой помощи» слишком общая, она ни к чему конкретному не обязывает. Нет четкого указания, как действовать в определенных случаях. Например, когда человек не дышит, остановилось сердце или из раны хлещет кровь. По словам медиков, перечень уместился бы на полутора страницах. Возможно, есть смысл прописать это в ПДД? Тогда станет ясно, кто и за что должен нести ответственность. Еще ни один профессионал, с кем я говорил, не вспомнил, чтобы водителя, не оказавшего помощь (но остававшегося на месте аварии), привлекли к ответственности. Ведь как оно было? Сбил пешехода, вызвал службы 103 и 102, ждал приезда специалистов. То есть в опасности не оставил. А то, что даже аптечку не достал, так это на его совести...


Научи учителя!


Выходит, неоднократно менявшийся курс обучения в автошколах опять требует вмешательства, на сей раз медицинского?


— Но задача автошкол научить водить машину, а не оказывать профессиональную медицинскую помощь, — резонно замечает начальник отдела безопасности движения на транспорте БелНИИТ «Транстехника» Михаил Свистун. — Сейчас на занятия по медподготовке отводится 16 часов (восемь — на практику и восемь — на теорию), преподают медицинские работники. По–моему, вполне достаточно.


— Действительно, этого времени хватит, чтобы усвоить азы по ликвидации жизнеугрожающих состояний, — согласен внештатный руководитель тренировочного центра экстренной медицинской помощи, ассистент кафедры скорой медицинской помощи и медицины катастроф Белорусской медицинской академии последипломного образования Андрей Суковатых. — Однако систему подготовки нужно принципиально менять. Курсанты вряд ли возят конспекты в бардачке после получения водительских прав. Навыки останутся в памяти, только если акцент был сделан на практических упражнениях. Неужели бюджет автошколы отяготит покупка простейших тренажеров?


Еще важнее, кто именно будет учить. Инструктора автошкол должны хорошо владеть предметом. Косвенным признаком качества преподавания могут стать результаты экзаменов в ГАИ. Ведь теорию курсанты обычно знают хорошо. С практикой — будь то вождение или оказание первой медицинской помощи — часто проблемы. И наш эксперимент на слуцкой трассе тому подтверждение.


— Медицинские работники, преподающие в автошколах, — это и врач–гигиенист, и окулист, и стоматолог, и даже медицинская сестра, — замечает Андрей Леонидович. — Они — профессионалы в своей области, но вряд ли знают нюансы работы реаниматолога. Прежде чем преподавать в автошколе, им самим неплохо было бы пройти курс соответствующей подготовки.


Но где? Раньше оказанию первой медицинской помощи учили школьников на занятиях по гражданской обороне. Опять–таки в теории. Четкой и стройной системы подготовки не было. Но наконец дело сдвинулось с мертвой точки. За последние два года созданы тренировочные центры экстренной медицинской помощи в Минске и Витебске. Там учат не только по таблицам и конспектам, а на современных компьютерных манекенах–тренажерах.


Одному из них я сам пытался сделать непрямой массаж сердца. «Слишком сильно — сломал ребра», — просигнализировала красная лампочка. «Не туда «целишься», — заморгала оранжевая. «А вот сейчас порядок», — одобрительно засветилась зеленая. Другому манекену требовалось наложить повязку, у третьего — принять роды, четвертый получил ожог... Сложно передать на словах, как оказывать помощь, это важно почувствовать самому, подтверждали многие, кто здесь проходил подготовку — врачи скорой помощи, сотрудники ГАИ, спасатели, осводовцы...


— Нет нужды отправлять в центры экстренной медицинской помощи каждого, — говорит Андрей Суковатых. — Есть такое понятие: научи учителя, который передаст знания школьникам, студентам, курсантам автошкол. Нам важно воспитать звено специалистов, а они уже станут проводниками знаний в различных социальных группах. Достаточно, чтобы подобные центры были созданы во всех областных центрах. Начало уже положено...


— Тут надо сразу оговориться, — предупреждает ассистент кафедры скорой медицинской помощи и медицины катастроф БелМАПО Сергей Грачев. — Формализовать можно любой процесс. Но необходимо создать ступенчатую систему подготовки: первое звено, к примеру, курсанты автошкол, второе — инструктора, третье — инструктора международного уровня. Только так представляется возможным вовлечь в процесс обучения максимальное количество людей. Это должно стать частью программы демографической безопасности страны.


Построение пирамиды безопасности — процесс непростой. Но ее основы уже заложены. Общество идею, несомненно, одобрит. К каждому человеку ведь медика не приставишь. А значит, умение спасать ближнего — родственника, знакомого да просто прохожего — жизненно важная необходимость. Кто знает, когда пригодятся такие навыки?


* * *


Словом, задача более глобальная, чем просто научить водителей оказывать первую медицинскую помощь после аварии. Предстоит реанимировать с этой точки зрения систему образования в целом. Любой старшеклассник или студент должен знать, как и что практически делать в экстренных ситуациях, а не просто звонить в «скорую». Сложнее взрослым людям, которые многое забывают. Читать лекцию перед прохождением медицинской водительской комиссии? Вызовет бурю негативных эмоций, да и эффекта не будет. Одним из выходов, думается, может стать организация широкомасштабной публичной кампании. Не так уж сложно для начала вложить памятку с картинками в водительскую аптечку...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter