Украинская семья нашла в гомельском санатории приют, а потом осталась там работать

Не оставили в беде

Уже два месяца прошло с тех пор, как из здравницы уехали последние украинские постояльцы. С февраля по май здесь побывало более полутысячи человек — взрослых, стариков, детей, были даже новорожденные малыши. Одни приезжали на сутки, другие на неделю, кто-то задерживался на максимально возможный срок — до 60 дней. 

«Не спрашивайте их об Украине»

Людмила и ее подруга Ирина с сыном Максимом остались в гомельском санатории свыше всех лимитов, потому что ехать им некуда: домой, в Гостомель, возвращаться опасно, в Беларуси близких родственников нет, отправляться в другие страны даже и не думали. Руководство санатория предложило им работать прямо здесь, а еще выделило жилье, за которое не нужно платить.

…Мы выезжаем из города, петляем по узкому дорожному серпантину и минут через двадцать упираемся в разноцветные ворота, за которыми шумят деревья. Тихо и живописно. Сторож заносит наши фамилии в свой табель и поднимает шлагбаум. Нас встречает директор здравницы Алексей Батков:

— Вы, пожалуйста, только о самом тяжелом эту семью не спрашивайте — женщины сразу плакать начинают, поэтому лучше поговорите о том, как им здесь живется сейчас.
Людмила, Ирина и Максим сначала общаются с нами неохотно. В глазах каждого — много страха и горечи. Даже вопросы издалека, осторожные и отвлеченные, в первые минуты диалога остаются висеть в воздухе. И только со временем собеседники становятся разговорчивее и раскрываются все больше.
— Мы приехали сюда восьмого марта, вот такой у нас вышел праздник, — грустно улыбается Ирина. — Очень благодарны за то, как нас тогда встретили на границе, накормили, дали необходимые вещи и привезли сюда. Думали, побудем пару недель и вернемся назад. У меня в Украине, в Сумской области, старший сын и больная мать — она после инсульта, вот внук за ней и ухаживает. Ее нельзя было транспортировать сюда — непонятно, чем такой переезд мог для нее закончиться. Мы очень хотели сразу вернуться домой, но когда поняли, что пока это небезопасно, стали думать, что делать дальше.

Поддержка рядом

Главная медсестра Татьяна Шакланова очень тепло отзывается о новых украинских коллегах и в целом обо всех тех, с кем ее за эту тяжелую весну свела судьба:

— Среди нашего персонала не было ни одного равнодушного человека — несли из дома все, что могли: еду, одежду, игрушки, шампуни, зубную пасту. Когда беженцев привозили сюда, было больно смотреть: напуганные, в слезах, даже в инвалидных креслах были. Сейчас вспоминаю — и мурашки по коже. Эта была одна сплошная человеческая боль. Всем помогали — и добрым словом, и делом. Людмила, Ирина и Максим — хорошие люди, сердечные, да и работают на совесть.

С этими словами согласна и санитарка Светлана Шевцова:

— У нас отличный коллектив, мы все друг друга поддерживаем даже в самых простых житейских неурядицах, а тут такая беда — конечно, мы стараемся чутко к ним относиться, хотя и в душу не лезем, ведь боль им причиняют любые вопросы об Украине.

— Очень хорошие девочки! — услышав наш диалог, к нему подключается медсестра Наталья Позднякова. — Спокойные, умные люди, с которыми очень комфортно общаться. Поначалу мы боялись задать лишний вопрос, да и они больше отмалчивались, а сейчас у нас очень доверительное общение. Идет иногда Ирина мимо кабинета, а я ей: «Зайди возьми конфеток!» Так вот улыбнешься с утра друг другу — и день задался.

Медсестры вспомнили, как недавно в санатории было небольшое мероприятие, во время которого зазвучала песня о родине. Ирина и Людмила не смогли сдержать слез и выбежали из зала. После этого рассказа очень захотелось обеими руками обнять свою Беларусь, свою родину и близких, которые рядом. А ведь как много людей отвергают то, о чем другие мечтают и молятся! Ходить по своей земле, вдыхать аромат цветов, смотреть на мир из окон своего дома и наслаждаться простыми житейскими мелочами. Не бежать, не спасаться, а любить, развивать, делать страну, в которой живешь, еще лучше, а близких — счастливее.

Поселили в коттедже 

Сейчас вся жизнь Людмилы, Ирины и Максима ограничена территорией санатория — для выезда в город нужно обновить пропуск. Пока этим вопросом занимается миграционная служба. В зоне доступа украинцев — только продуктовый магазин, в ожидании документов о каких-то покупках приходится просить коллег. Но это временные неудобства. 

— Мы в Гомеле несколько раз были, — говорит Ирина. — Чистый, уютный город — очень приятное впечатление от него. 

Кстати, жить в номерах санатория уже было нельзя, поэтому руководство выделило для новых сотрудников бесплатное ведомственное жилье — небольшой коттедж на территории здравницы. В таких живут работники, которым далеко добираться до дома и они находятся здесь по несколько дней. 

В санатории Максим познакомился с девушкой. Когда он начал о ней рассказывать, у парня сразу поменялся взгляд — из слегка колючего, подозрительного стал открытым и дружелюбным:

— Хорошая она, во всем меня поддерживает, добрая, отзывчивая. Целый день мы работаем, а вечером гуляем, общаемся. Когда кто-то есть рядом, любые трудности становятся преодолимыми. Теперь мне есть ради кого остаться в Беларуси, если так сложатся обстоятельства. 

Работа предоставляется

Директор санатория Алексей Батков предложил Людмиле, Ирине и Максиму поработать в санатории. Женщинам — санитарками, парню — рабочим по комплексному обслуживанию зданий и сооружений. 

— Я сначала вообще не понимал, что к чему, но меня новые коллеги всему научили — теперь могу и крыльцо отремонтировать, и плитку положить, — показывает результат своей работы Максим. — Да, зарплата небольшая, но мы и за это благодарны.

Ирина в Украине работала инспектором по кадрам, а затем менеджером по логистике в транспортной компании и сети аптек. Спокойная, очень интеллигентная, она сразу вызывает к себе большую симпатию. 

Мы сейчас готовы выполнять любую работу — не до капризов, — продолжает рассказ Ирина. — Очень благодарны, что нас не оставили один на один с проблемами. Это я и о директоре говорю, и о коллективе — все относятся очень хорошо, помогают, когда мы в этом нуждаемся. Медицинские работники здесь ни разу не отказали в лечении, если кто-то из нас плохо себя чувствовал.

severyanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter