Не оскудеет рука дающего

Белорусский бизнес готов брать на себя социальные проекты

Белорусский бизнес готов брать на себя социальные проекты

В начале нынешней недели Президент Беларуси Александр Лукашенко провел встречу с председателем правления ОАО «Банк развития Республики Беларусь» Сергеем Румасом.

Структура, специально созданная для финансирования государственных программ, успешна в своей деятельности. Однако в ходе встречи глава государства отдельно остановился на вопросах социальной ответственности банка как прибыльно работающей организации, акцентировав внимание на том, что реализацией социальных проектов в Беларуси должна заниматься каждая крупная организация. Но готов ли крупный белорусский бизнес вкладываться в развитие социальной сферы?

На самом деле ситуация выглядит достаточно обнадеживающе. Крупные госпредприятия и без того не сбрасывали со своих плеч различные социальные проекты, которые были переданы на их балансы еще в советские годы, а частные предприятия также с удовольствием берутся за финансирование футбольных команд, делают подарки детским домам и интернатам, выделяют деньги на проведение олимпиад и форумов. В числе таких постоянных спонсоров — Белинвестбанк, «Коммунарка», «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани», «Рестораны МакДональдс», «Санта Бремор», «Епам системз», Белвнешэкономбанк, JTI, «Экологическая инициатива», «Белинтертранс», БелТИЗ, «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», «Бабушкина крынка», «Мобильные ТелеСистемы», Белорусский металлургический завод, БелАЗ и многие другие. В таких подходах компаний есть резон: наиболее конкурентоспособным и инвестиционно привлекательным на рынке становится именно то предприятие, которое не только нацелено на извлечение выгоды и прибыли, но и устремлено в будущее — заботится о своей деловой репутации, задумывается о развитии общества и о своем месте в нем.

Свидетелем одного из таких крупных подарков неделю назад стал лично. Предприятие «БелГАЗавтосервис», презентовавшее в Минске новую модель «Газели-NEXT» производства Горьковского автозавода, в ходе торжественной церемонии, на которой, кстати, присутствовал и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, подарило новый микроавтобус детскому дому № 7 города Минска «Семь Я». Надо было видеть глаза директора этого учреждения. «Дети наши, конечно, не обделены вниманием, но такой крупный подарок детдом получил впервые», — признала она.

Следует отметить, до недавнего времени в нашей стране социальная ответственность мало отличалась от целевых инвестиций. Крупные предприниматели предпочитали вкладываться в поддержку регионов, связанных с их собственным бизнесом, либо же таким образом рекламировали деятельность собственной компании. Так что белорусский бизнес заметно трансформировал свое сознание и предпочитает работать в вопросах своей социальной ответственности согласно библейскому принципу «Пусть левая рука не знает, что делает правая».

К сожалению, один из самых острых моментов социальной ответственности бизнеса — это постоянное балансирование на грани, с одной стороны которой — добрые дела, совершаемые предприятием, а с другой — присутствующая при этом пусть и косвенная, но рекламная подоплека. То есть когда предприятие дарит детскому дому телевизор, то оно вроде бы совершает богоугодный поступок, но при этом звучит его название, и, следовательно, это каким-то образом положительно влияет на бизнес компании в целом. Так что не стоит удивляться тому, что крупный бизнес в последнее время предпочитает делать добро, создавая благотворительные фонды. К примеру, один из таких фондов под названием «Любовь» создал полтора года назад известный белорусский предприниматель Олег Навицкий. Правда, говоря о создании этой структуры, он отмечает: дабы не проводились параллели, фонд полностью дистанцирован от всех предприятий и фирм, основателем которых выступает бизнесмен. «Такая деятельность позволяет мне чувствовать себя нужным окружающим меня людям. Простая человеческая благодарность и детская радость — великий дар, который заставляет двигаться дальше», — так Олег Навицкий объясняет причины, подвигнувшие его заняться меценатской деятельностью. Усилия фонда должны были быть направлены на помощь талантливым детям вне зависимости от того, воспитываются они в интернатах, малообеспеченных и многодетных семьях или же в нормальных полноценных «ячейках общества».

В последнее время многие белорусские компании, которые возвели социальную ответственность в ранг обязательного условия, сопутствующего развитию компании, выпускают годовые отчеты о сделанных добрых делах. У каждой в итоге список составляет увесистый томик с фотографиями. Причем некоторые компании и не скрывают, что на подобные проекты уходит несколько процентов годового дохода предприятия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter