Принцип эволюции. Чего ждут от малого бизнеса?

Не ограничиваясь малым

В предпринимательской среде страсти бурлят нешуточные. По Указу № 222, против которого выступают ИП, они обязаны торговать товарами легкой промышленности только при наличии на них сопроводительных документов. Предприниматели утверждают, что это делает их работу “невозможной”. Впрочем, в этом контексте важно присмотреться, что именно стоит за их требованиями. В Минэкономики не раз заостряли внимание: претензии малого бизнеса касаются не столько нежелания работать по новым правилам с неукоснительным соблюдением технических регламентов, сколько того, что малый бизнес желает продолжать работать вовсе без бумаг. То есть, как и 20 лет назад, ввозить в клетчатых баулах и тюках одежду и обувь, закупленные на московских оптово-розничных рынках, продавать товар с солидной накруткой и при этом платить налоги по самому минимуму.



— Представьте такую ситуацию: на рынке работают две палатки, и владелец одной из них хотел бы подняться на уровень выше. Но это для него означает, что он должен начинать работать со всеми документами. Сделать такой шаг в одиночку он не может, иначе не выдержит конкуренции с коллегой, который будет работать по старым правилам, а значит, иметь меньшие затраты, — приводит пример директор департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц. — Вот и получается, что эти две палатки друг друга держат, не дают двигаться и расти.

В таком случае возникает резонный вопрос: может, государству лучше все оставить по-старому? Ну работали бы ИП без документов и дальше, покупателю ведь от этого только лучше — цены ниже. Однако тут речь заходит об угрозах иного толка, связанных с открытостью нашей экономики. К нам в сферу розничной торговли могут рано или поздно прийти европейские или евразийские операторы. В итоге конкурентная волна попросту сотрет наших предпринимателей с рынка. Для того чтобы суметь ей противостоять, нашему малому бизнесу важно успеть дорасти до необходимых величин. А при использовании старых шаблонов работы рассчитывать на это не приходится...

Несколько недель назад при общественно-консультативном совете Минэкономики начала работать специально созданная рабочая группа по вопросам ИП, которая пытается определить болевые точки малого бизнеса и понять, каким же образом можно их “обезболить”. Пока терапия проходит с переменным успехом. На отдельные предложения предпринимателей власти не пошли, буквально на пальцах им объяснив, почему это невозможно. По некоторым пришлось взять паузу для выяснения обстоятельств. Например, вопрос “амнистии” на первичные учетные документы по товарам, которые были ввезены в страну с 1 июля 2014 года по 1 января 2016 года, пока прорабатывается. Точно так же, как и вопрос введения понятия “микропартии” и упрощения документооборота по ввозу товаров такими партиями.

— Мы в данном случае проводим аналогии с режимом перемещения товаров в багаже или в ручной клади через границу физлицами. Сегодня этот момент полностью контролируется ГТК и можно без проблем провезти товаров для личного пользования бесплатно на 1,5 тысячи евро и до 50 килограммов. Хотим предложить, чтобы такой принцип был применим и к ИП. Но для них можно оставить лишь единый документ, подтверждающий оплату товара, — например, только товарный чек или квитанцию и, главное, никаких накладных, — говорит председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.

Зато в других моментах ИП вправе рассчитывать на либерализацию. Во-первых, теперь ИП при торговле товарами легпрома совсем необязательно иметь на руках оригиналы всех документов с печатью. Когда к нему придет контролер, он будет довольствоваться и копией на экране планшета или смартфона, более того, ему будет достаточно и ссылки на номер документа. Во-вторых, теперь в рамках одного рынка или торгового центра при перемещении мелких партий товаров больше не нужны сопроводительные документы. Однако главным результатом прений и споров на заседаниях рабочей группы может стать снижение штрафного бремени. Кстати, весьма значительное. Сегодня за реализацию продукции без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии предусмотрены немаленькие штрафы — минимальная ответственность ИП за продажу, скажем, шапочки за 100 тысяч рублей в итоге выльется ему в 42 миллиона рублей штрафа. Нижняя граница за такого рода проступок определена в 200 базовых величин, верхняя — в 500. С такой квитанцией индивидуальному предпринимателю гарантированно придется свернуть бизнес. Теперь такие штрафы будут начинаться от 2 базовых величин.


Также на встречах обсуждался целый блок предложений по упрощению работы платежных терминалов. В Нацбанке ратуют за более активное внедрение технологии “мультимерчант”. Речь идет о том, что один терминал будет ставиться сразу на несколько торговых точек, а то и на весь торговый центр. Это не очень удобно для клиента, но зато ИП, считающие, что установка на их торговых точках — это накладно, останутся довольны.

— Кроме того, мы предложили Минторгу рекомендовать арендодателям, сдающим торговые площади, за свой счет приобретать, обслуживать и предоставлять арендаторам платежные терминалы, — объяснил Александр Сотников, начальник главного управления развития цифровых банковских технологий Нацбанка.

В общем, за восемь заседаний рабочей группы удалось сделать больше, чем за несколько шумных, хотя и немноголюдных уличных манифестаций ИП. Впрочем, протестные настроения нельзя объяснить высокой ответственностью за нарушение технических регламентов, полагает Петр Арушаньянц:

— Скорее, мы имеем негативное влияние определенных политических сил, которым не выгодно, чтобы мы договорились в рамках рабочей группы. Есть определенные попытки помешать нашему диалогу.

Кстати, один из главных доводов руководителей предпринимательского движения относительно того, что Указ № 222 может разом выплеснуть на рынок труда около полумиллиона оказавшихся без работы ИП, в ведомствах опротестовали давно. Арифметика не сходится. Судите сами: о наличии у себя товарных остатков в конце прошлого года заявляло около 9 тысяч ИП.

Статистика показывает, что за последний год число представителей малого бизнеса стало понемногу сокращаться — за 2015 год мы потеряли примерно 8 тысяч ИП. Но в департаменте по развитию предпринимательства Минэкономики считают, что мы имеем дело с любопытным явлением. Помните, еще недавно ИП было запрещено принимать к себе на работу наемных работников не из числа близких родственников? После того как нормы Указа № 222 дали им послабление в этом вопросе, изменилась и кадровая политика. Если в середине 2014 года на ИП трудилось около 10 тысяч наемных работников, то по итогам 2015-го, по предварительным оценкам, их число перевалило за 40 тысяч. И это еще один аргумент в пользу продолжения конструктивного диалога власти и бизнеса.

Чтобы успешно противостоять конкуренции извне, нашему малому бизнесу важно успеть дорасти до необходимых величин. А при использовании старых шаблонов работы рассчитывать на это не приходится

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ:

— Государство озабочено сохранением рабочих мест, снижением на рынке количества контрафактной продукции, сокращением импорта. А для ИП важнее финансовая выгода. Поэтому, на мой взгляд, ИП важно набраться терпения, а чиновникам — работать более оперативно и переводить существующие противоречия в конструктивную форму действий. Важно, чтобы у госслужащих на любой вопрос находился адекватный и аргументированный ответ. Ну и, разумеется, все решения должны быть экономически оправданными и выверенными — с цифрами, выкладками, чтобы ни у кого не возникало расхождений.

Антон Болточко, эксперт “Либерального клуба”:

— Несмотря на то что предприниматели и органы власти сегодня достаточно тесно общаются, по многим вопросам есть определенное непонимание с обеих сторон. ИП в чем-то оправданно требуют изменения условий для ведения деятельности, потому что у них просто не получается работать в новых условиях. В то же время есть жесткая государственная позиция, которая гласит, что никаких уступок по Указу № 222 не предвидится.

Мне кажется, здесь не хватает аналитической проработки с конкретными предложениями по поводу того, что именно бизнес хотел бы изменить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter