Не обуза, а обычный работник

Многие инвалиды сталкиваются с тем, что наниматели не хотят иметь в своем штате сотрудников с ограниченными физическими возможностями

Многие инвалиды сталкиваются с тем, что наниматели не хотят иметь в своем штате сотрудников с ограниченными физическими возможностями

Льготы, пенсия и различные варианты социальной помощи — это не панацея в решении проблем инвалидов. Какие бы усилия по реабилитации данной категории населения ни предпринимались, они рискуют оказаться бесполезными, если физически ослабленный человек не будет чувствовать себя нужным, полезным и востребованным в обществе. Именно поэтому так важно, чтобы как можно больше людей с ограниченными возможностями были трудоустроены, если у них есть для этого потенциал.

Сегодня в Беларуси около 80 процентов инвалидов трудоспособного возраста не работают, а более трети из них при поиске вакансии столкнулись с тем, что наниматели не хотят иметь в своем штате сотрудников с инвалидностью. Почему так происходит и как изменить ситуацию? Корреспондент “НГ” побеседовала об этом накануне Международного дня инвалидов с заместителем председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Беларуси Зинаидой МАНДРОВСКОЙ.

Лифтер без лифта

Одним из самых болезненных моментов для многих инвалидов на протяжении долгого времени являлись рекомендации по трудоустройству, которые дают медицинские реабилитационные экспертные комиссии. Еще в 2009 году депутаты обратили внимание на то, что подходы к выдаче таких справок давно устарели, в них предлагаются не всегда адекватные рекомендации, которые, по сути, лишают людей с ограниченными возможностями какого-либо шанса устроиться на работу.

— Судите сами. Где в сельской местности можно найти вакансию лифтера? Или же как вы себе представляете работу грузчика без подъема тяжестей? И такие документы встречались сплошь и рядом, — рассказывает Зинаида Мандровская. — Зачастую подобные рекомендации сужали область поиска для инвалида, так как в них указывалось небольшое количество профессий. Сейчас потихоньку ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Самое главное, что Институт экспертизы и реабилитации Минздрава, а также Министерство образования и Министерство труда и социальной защиты согласились, что в трудовых рекомендациях нужно переходить от запретительного принципа к рекомендательному, а также пересматривать перечни профессий для трудоустройства инвалидов.

Вакансия с гарантией

Не секрет, что инвалиды не в состоянии на равных конкурировать на рынке труда. Поэтому для них необходимо создавать специальные рабочие места. В нынешнем году на эти цели из средств Фонда социальной защиты населения выделяется 18,3 млрд рублей, что в 2,3 раза больше, чем два года назад. За девять месяцев уже заключены договоры с 22 нанимателями на компенсацию и финансирование затрат на приобретенное оборудование для создания 97 рабочих мест в размере 4,6 млрд рублей.

— Более того, нам удалось решить и проблему с адаптацией инвалидов к трудовой деятельности, — отмечает Зинаида Мандровская. — До недавнего времени здесь работал следующий механизм: предприятию выделялись средства на компенсацию заработной платы инвалида в размере минималки. Он проходил трудовую реабилитацию на протяжении года, а потом должен был освободить свое место для другого работника. Мы неоднократно говорили, что это не совсем правильно. Если человек восстановил старые или приобрел новые профессиональные навыки, если он может, а главное — хочет продолжать здесь работать, нужно предоставить ему такую возможность и сохранить место для него. Иначе в трудовой адаптации нет никакого смысла, потому что инвалид опять рискует оказаться безработным.

В конце концов предложение депутатов было услышано: в текущем году инвалидам предоставили право трудоустройства на постоянную работу на том предприятии, где они проходили трудовую адаптацию, а за нанимателем закрепили обязанность сохранять это рабочее место в течение трех лет.

Не пришел на работу... из-за автобуса

Однако найти работу для инвалида — это еще полдела. Практически сразу же возникает вопрос: как до нее добраться. Ведь для того чтобы свободно передвигаться по городу колясочнику или слепому человеку, должна быть создана безбарьерная среда. Причем не только в жилом секторе или на объектах инфраструктуры, но и на самих предприятиях. И здесь, к сожалению, не все гладко. Неудивительно, что многие инвалиды становятся заложниками своих квартир и вынуждены отказываться от долгожданной вакансии.

— Зачастую ответственные лица, наделенные полномочиями, не хотят признавать, что эта проблема существует, — замечает Зинаида Мандровская. — Достаточно посмотреть, насколько сегодня доступен для физически ослабленных лиц наш общественный транспорт. Не секрет, что существуют перебои в движении низкопольных автобусов и троллейбусов. Инвалид, отстояв на остановке полчаса, вынужден разворачиваться и уходить домой. Я уже не говорю о том, что в расписании обязательно должны быть указаны безбарьерные маршруты и график движения.

Еще один непростой вопрос — создание остановок по требованию инвалидов. В законе “О социальной защите прав инвалидов” подобная возможность предусмотрена. Технически сделать это несложно, однако соответствующих нормативных правовых актов до сих пор нет. В итоге решение проблемы так и не сдвинулось с мертвой точки.

Наконец, самое главное —должна поменяться психология самих нанимателей, которые перестанут воспринимать людей с ограниченными возможностями как обузу и начнут считать их обычными сотрудниками. Видеть в них не инвалидов, а полноценных людей, ограниченных лишь физически, но никак не в правах и в развитии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter