Не обманешь — не продашь?

Обсчитать покупателя теперь сложно, а вот подсунуть деревенской бабушке просроченный товар для недобросовестного продавца не проблема

Обсчитать покупателя теперь сложно, а вот подсунуть деревенской бабушке просроченный товар для недобросовестного продавца не проблема

То, что в торговле издревле нужны были определенная ловкость и умение “втюхать” покупателю товар, бесспорно. Но сейчас ведь времена иные. И обвесить сложно, поскольку повсеместно используют электронные весы. Да еще и контрольные должны в беспрепятственном доступе находиться в торговом зале. Обсчитать приобретающего товар тоже непросто, поскольку та же электроника выдает сумму к уплате. Да и уровень образованности покупателей весьма высок, сосчитать, сколько следует платить, сумеют.

Обсчет, обвес — элементарные нарушения правил торговли. А их, этих правил, целый свод. И регламентируют они все стороны деятельности предприятий торговли: от соблюдения ассортиментного перечня до годности товаров. Но если урезанный ассортимент продавцам никакой выгоды не сулит (скорее, наоборот: снижает товарооборот), то так называемая “просрочка” — один из незаконных методов получения незаслуженных выгод. Нереализованные товары не списываются, из оборота не изымаются, и таким образом создается картина благополучия. Тут тебе и премии, и моральные почести. А что при этом может быть нанесен вред здоровью людей, употребивших некачественные продукты, — попробуй еще докажи. Да и пресловутое “авось пронесет” со счетов не сбрасывается.

Недавно торговая инспекция по Могилевской области провела проверку семи магазинов Бобруйского райпо. И выявилась, как говорил герой известного телесериала, картина маслом. А точнее, полный букет нарушений правил торговли.

— Бобруйские сельские кооператоры тут не оригинальны, — с сарказмом замечает начальник инспекции Татьяна Соловьева. — Проверки других торговых организаций выявили такие же нарушения. Это и торговля продуктами с давно истекшими сроками реализации, и несоблюдение ассортиментного перечня, и отсутствие надлежащей информации о товарах для покупателей, и нарушение температурных режимов хранения и пр., и пр. Но если в городе покупатель более осведомлен и грамотен, быстрее сообразит, что ему купить, а что отложить из-за сомнений в качестве, то на селе, особенно в отдаленных деревнях, что называется, выбирать не приходится. Да и не всякая бабушка разберется, что покупать следует, а что нет. Тут уж все на совести конкретных продавцов конкретных магазинов. А она, как свидетельствует практика, не всегда является “лучшим контролером”.

Действительно, в магазине деревни Слободка, которым заведует Ольга Головкина, проверяющие составили такой перечень нарушений, что впору задать вопрос: а что же здесь не нарушено?

Конечно, перечисление всех “поименно” недостатков читателю покажется нудным. Заметим лишь, что в результате контролеры сняли с продажи различных товаров, в том числе и промышленных, на сумму 925 тысяч рублей. Например, кисель персиковый уже почти полгода после истечения срока годности пролежал на прилавке. Так же, как и крем для лица. Нетрудно представить последствия для потребителей, если их использовать по назначению.

Понятно, если бы “просрочка” составляла два-три дня. Тут можно “недосмотреть”, на что ссылается в своем объяснении Ольга Головкина. Но полгода — это скорее безразличие к выполнению должностных обязанностей.

Примерно такая же картина и в магазине деревни Глуша, которым заведует Ирина Голубева. Та же “просрочка” (продавались конфеты китайского производства с истекшим 3,5 месяца назад сроком годности), нарушение ассортиментного перечня. И то же объяснение: мол, недосмотрели. И этот “недосмотр” обернулся тем, что инспекторы сняли с продажи товаров на сумму 1 млн 86,5 тысячи рублей. Но это еще не все.

— Кодекс об административных правонарушениях, — объяснила Татьяна Соловьева, — за реализацию или предложение к реализации товаров с истекшим сроком годности (у продавцов это называется недосмотром. — Авт.) предусматривает наказание виновных (индивидуального предпринимателя или юридическое лицо) штрафом в размере от 30 до 500 базовых величин. В денежном выражении получается до 65 млн рублей.

К сожалению, недочеты, обнаруженные в работе бобруйских кооператоров, характерны и для сельских магазинов других регионов. В пяти торговых предприятиях Горецкого райпо снято с продажи товаров с истекшим сроком годности на сумму 1,7 млн рублей. В системе торговли Шкловского района этот показатель еще выше — 4,6 млн рублей.

— С соблюдением ассортиментного перечня, — продолжает Татьяна Борисовна, — доходит до абсурда. В фирменных магазинах, например, в “Колосе” и “Хлебном даре” филиала “Горецкий хлебозавод” РУПП “Могилевхлебпром”, недостает той продукции, которую предприятие выпускает. Из восемнадцати — двадцати двух видов кондитерских изделий в первом покупателям предлагается только шестнадцать, а во втором — из восемнадцати только двенадцать. Какая уж тут фирменность! Но что еще удивительнее, так это то, как после проверки упущение “исправили”: подкорректировали перечень в сторону уменьшения.

Настоящая бедность на прилавках поразила в магазине горецкой деревни Моисеево. Здесь не оказалось ни хлеба, ни хлебобулочных изделий. А из широкого перечня консервов покупателю предлагалось лишь два вида.

В общем, работа торговой инспекции подтвердила печальную истину: “авгиевы конюшни” сельской торговли надо чистить да чистить. Судите сами. Только в октябре могилевские торговые инспекторы провели двенадцать внеплановых тематических оперативных проверок, в ходе которых обследовано пятьдесят объектов торговли, бытового обслуживания и общественного питания. На каждом обнаружены нарушения. В десяти из них не соблюдался режим работы. В стольких же нарушался температурный режим хранения продуктов. Недостаточно информировали покупателей о товарах и их производителях в тридцати пяти торговых точках, в двадцати двух отсутствовали контрольные весы. Только “просрочки” в двадцати трех магазинах снято с продажи на сумму более десяти миллионов рублей.

Хоть и ссылаются работники торговли как на главную причину на “недосмотр”, однако, думается, дело тут в другом. Просто сельские завмаги считают излишним проводить хоть примитивный маркетинг. Заказывают товары на глазок. И от этого некоторых из них не хватает, а иные залеживаются до истечения сроков годности. Есть и еще один момент: недостаточный контроль ответственных работников райпо. Вот и имеем то, что имеем.

Рисунок Олега ПОПОВА /НГ/
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter