Премьера спектакля «Где отступается любовь…» прошла в Гомеле

Не обижайте любимых упреками

Есть ли театральная жизнь за Минской кольцевой дорогой? Я вам больше скажу: есть и порой на голову интереснее минской будет. Потому что в региональном театре работают истинные фанаты своего дела, люди увлеченные, вниманием прессы и критики не избалованные. И когда ты видишь, что их дело находит искренний отклик и понимание в сердцах публики, не можешь не радоваться за людей, влюбленных в свое дело. Бросивших все — здоровье, ум, талант на пропитанную потом и кровью театральную “плаху”, которая постоянно требует новых жертв...


Гомельские театралы поспешили вынести свой вердикт:
постановщику удалось создать в хорошем смысле “женский” спектакль


В Гомельском городском молодежном театре прошла премьера мелодрамы “Где отступается любовь...” режиссера Якова Натапова. Это вольное переложение знаменитой пьесы Александра Володина “С любимыми не расставайтесь...”. Многие наверняка помнят щемящий фильм режиссера Павла Арсенова, где главные роли исполнили Ирина Алферова и Александр Абдулов. Любители искать мистическое начало в мелочах и совпадениях тут же не преминули ехидно заметить: Алферова и Абдулов потому и развелись, что так искренне и пронзительно сыграли историю разрыва героев пьесы — Мити и Кати. На самом деле все далеко не так. Реальная жизнь Абдулова и Алферовой не имела ничего общего с экранной.

Молодежный театр в Гомеле идет своим путем, далеким от стереотипов и патетики. Это живой и оригинальный коллектив. Конечно, не всегда этот путь устлан розами, но направление благодаря директору театра Зое Пархомчук выбрано верное

В 2015 году режиссер Оксана Бычкова, снявшая комедию “Питер FM”, неожиданно ставшую зрительским хитом, выпустила новую версию пьесы под названием “Еще один год”. Ремейк — не ремейк, скорее, тоже вольное “сочинение на тему”. Много лет в Московском художественном театре с успехом шел спектакль режиссера Виктора Рыжакова по пьесе Александра Володина. Там блистала молодежная часть труппы театра Табакова.

Пьеса Володина странная. Сюжет в ней вполне бытовой: заподозрив жену в неверности, молодой муж Митя заявил о разводе. Его жена Катя не сопротивляется этому решению. Митя встречает другую девушку Ирину. Параллельно с этим идут сцены из суда — перед зрителем предстают разные семейные пары, тоже подавшие на развод. Иногда это смешно, но чаще — грустно. В качестве причин развода эпизодические герои называют практически весь букет обыденной семейной жизни: неверность, пьянство, домашнее насилие... Катя же в итоге попадает в сумасшедший дом.


Трагические сцены мгновенно сменяют юмористическо-бытовые
Володин делает социальный срез советского общества начала 1970-х. И, возможно, впервые говорит об институте семьи не патетически, а с интонацией сочувствия и боли в голосе. Он подает тревожный сигнал: этот институт давно болен и главная ячейка общества уже не является опорой государства.

— В свое время эта пьеса, в общем-то, была полузапрещенной, — просвещает меня режиссер гомельского спектакля Яков Натапов. — По крайней мере, такая у нее была репутация.

— Почему?

— Ну как это может понравиться? Какие-то разводы, разлады... Героиня в сумасшедший дом попадает. Может, впервые в советской драматургии. Да и о чем это? Ведь в советском театре все должно быть оптимистично, понятно. Володин вообще вызывал резкое недовольство у властей и считался сомнительным автором. Ему предъявляли много претензий, начиная с его первой пьесы “Фабричная девчонка”. Обвиняли в мелкотемье, слишком бытовом, приземленном взгляде на советскую действительность.

Кстати, Якову Натапову повезло быть знакомым с Александром Володиным.

— Театральную карьеру я начинал как актер, — вспоминает Яков Васильевич. — И однажды в Минске, будучи студентом актерского факультета театрального института, показывал Володину вместе с однокурсницей отрывок из будущего спектакля у него в гостиничном номере. Володин был в восторге. Сказал, что мы сыграли лучше, чем это играют Юрский и Тенякова в Ленинграде. Меня никто так не хвалил. Думаю, Александр Моисеевич сказал это потому, что на показе присутствовала моя мама...

На мой взгляд, Натапову удалось выстроить целостный ансамблевый спектакль. Не на каждой минской площадке увидишь такую концептуальную постановку. В ней присутствует юмор, иногда черный. А как иначе, если все действие спектакля по задумке режиссера происходит в сумасшедшем доме?

Молодые актеры Виталий Сазонов и Ирина Шапетько уверенно держат спину, совершенно блестящи в своих совместных сценах. Полнокровный образ Судьи удалось создать актрисе Натальи Голубевой. Нельзя не попасть и под отрицательное обаяние актера Дмитрия Попченко, играющего здесь сразу две роли. Да и вообще актерских удач в спектакле много.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter