Как правильно ткать

Не новое, а вечное

Еще лет 30 назад в деревнях Брестчины ткали все. Ходники–половики, покрывала на кровати, рушники

Еще лет 30 назад в деревнях Брестчины ткали все. Ходники–половики, покрывала на кровати, рушники. Помню ткацкий станок — кросны в деревенском доме бабушки. Тогда даже не думал никто, что пройдут годы и ручное ткачество посягнет на возвращение популярности. Как в Каменецком районе. Да не простое ткачество возрождается, а подвойное, требующее особого умения. Это уникальное ремесло внесено в Список нематериального культурного наследия Беларуси.


vechnoe1.png

Мария Кравчинская:  «Такие «дываны» — вечные»


Мастерицу Марию Кравчинскую застала за ткацким станком в сельском клубе деревни Подбела Каменецкого района. Старое здание гармонично вписалось в ландшафт со старыми высоченными соснами и дубами.

— К нам кабаны подходят, волки, зубры — в Беловежской пуще живем, — мастерица предложила осмотреться вначале и насладиться невероятной густоты хвойным воздухом. А потом позвала в клуб.

Показала свой первый «суканы падвойны дыван». Красные розы на синем фоне. Перевернула — синие розы на красной основе. Покрывало двустороннее, без изнанки. Словно сложено из отдельно вытканных полотен, которые соединены одно с другим по краям и в местах узоров.

Подвойное ткачество Мария Ивановна освоила здесь, в Подбеле, хотя ткала еще в девичестве — в Малоритском районе. Потом научила дочь Наталью, ее подруг, внучку Карину. Сейчас по вечерам на занятия в клуб приходят несколько местных школьниц.

Кросны небольшие. Мария Ивановна объясняет, что для ее ремесла непринципиально — большой станок или маленький.

Поножы, бэрда, нычаныцы, клекотки, глеци, роспирач, воротыло — вы что–нибудь поняли? Это в местном произношении запчасти ткацкого станка. Сноваты, навываты, накидаты — это действия.

Утеряем ремесло, забудем слова, которые полвека назад в деревне знала каждая уважающая себя девушка.


vechnoe2.png

Надежда Грицук


Начальник отдела идеологической работы и культуры Каменецкого райисполкома Николай Громик вспоминает интересную историю:

— Несколько лет назад в Подбеле и округе была засуха. Деревенские собрались — и в клуб. Посмотреть, заправлен ли ткацкий станок. В старину считалось, что ткать летом нельзя. Будет засуха. Пришла Пасха — собирай станок, даже если он заправлен, выкидывай из дома. Осенью, после всех полевых работ, ставь назад. Такое поверье.

— Как выкрутились?

Мария Ивановна признается, что тогда не один — два станка стояли в зале:

— Хотели кросны разбить. Не пустила в клуб. А на следующий день дожди пошли. Затяжные. Люди утихли...

От Марии Кравчинской из Подбелы по лесной дороге отправляемся в Каменюки, к ее учительнице Надежде Анатольевне Грицук. Она встречает нас за станком в Центре ремесел и культуры. На кроснах — четверть сотканного «дывана». Надежда Анатольевна сетует: ткачество — тяжелый труд. Спина болит, руки, ноги. Сила нужна. Ко всему, на работу в свои 72 года она ездит на велосипеде из деревни Пашуки. Каждый день 6 километров — туда и обратно.

Народный мастер (статус Надежда Анатольевна получила 5 лет назад) показывает свои «дываны»:

— Этот — «Дымка», тот — «Радуга». Подвойное ткачество есть в Мостовском районе на Гродненщине и на Белосточчине в Польше. Но мы работаем несколько по–другому, у нас свои секреты.

— А узоры откуда?

— Берем женский журнал с рисунком для вышивки, которую подстраиваем под ткацкий станок.

«Дыван» может прослужить не год и даже не пятьдесят, говорит мастерица. Стирать его не стоит. Зимой положите на снег одной стороной, другой — и вся «стирка».

Сейчас в Каменюках начали изготавливать сувениры, и Надежда Анатольевна намерена вместе с детьми ткать на продажу накидки на кресла, на кухонные табуретки. Это быстрее, дешевле.

Пока же труд каменецких ткачих совсем не ценится. Статус нематериального культурного наследия им ничего не дает — разве только маленькую гордость от признания. Получают копеечную зарплату как клубные работники, а ткут в основном для выставок.

Николай Громик знает способ сохранения искусства подвойного ткачества:

— Если Мария Ивановна и Надежда Анатольевна будут каждый месяц иметь за свои работы миллионов пять, все местные побегут к ним учиться. Но покупатели не готовы еще платить 2 — 3 миллиона за покрывало ручной работы.

Даже владельцы агроусадеб (их только в Каменецком районе 45) не спешат с заказами. И мы не ценим бесценное, держимся за кошелек. Неблаговидную роль играет, видимо, наша собственная ограниченность. Долгие годы воротили носы от бабкиных сундуков — немодно, мол, деревенщина. Только–только учимся ценить аутентичные, рукотворные вещи — учимся ценить вечное.

И все же... Правду говорили в старину: лучше поздно, чем никогда.

Кстати

Два года назад в стране утверждена государственная программа возрождения технологий и традиций производства слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса». Определенные средства по этой программе запланировано использовать на сохранение традиций подвойного ткачества в Каменецком районе.

В тему

Кроме подвойного ткачества, в Списке нематериального наследия от Брестчины обряды «Намскi Вялiкдзень» (д. Оброво, Ивацевичский район) и «Стрылка» (д. Бездеж, Дрогичинский район), танец «Споровская полька» (д. Спорово, Березовский район), творчество резчика по дереву Николая Тарасюка (д. Стойлы, Пружанский район), а также гончарное ремесло из деревни Городная Столинского района. А всего в списке около восьми десятков элементов нематериального проявления творчества белорусов.

Фото автора.

Советская Белоруссия №185 (24566). Суббота, 27 сентября 2014.

valentinak3@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter