Еще лет 30 назад в деревнях Брестчины ткали все. Ходники–половики, покрывала на кровати, рушники. Помню ткацкий станок — кросны в деревенском доме бабушки. Тогда даже не думал никто, что пройдут годы и ручное ткачество посягнет на возвращение популярности. Как в Каменецком районе. Да не простое ткачество возрождается, а подвойное, требующее особого умения. Это уникальное ремесло внесено в Список нематериального культурного наследия Беларуси.
Мария Кравчинская: «Такие «дываны» — вечные»
Мастерицу Марию Кравчинскую застала за ткацким станком в сельском клубе деревни Подбела Каменецкого района. Старое здание гармонично вписалось в ландшафт со старыми высоченными соснами и дубами.
— К нам кабаны подходят, волки, зубры — в Беловежской пуще живем, — мастерица предложила осмотреться вначале и насладиться невероятной густоты хвойным воздухом. А потом позвала в клуб.
Показала свой первый «суканы падвойны дыван». Красные розы на синем фоне. Перевернула — синие розы на красной основе. Покрывало двустороннее, без изнанки. Словно сложено из отдельно вытканных полотен, которые соединены одно с другим по краям и в местах узоров.
Подвойное ткачество Мария Ивановна освоила здесь, в Подбеле, хотя ткала еще в девичестве — в Малоритском районе. Потом научила дочь Наталью, ее подруг, внучку Карину. Сейчас по вечерам на занятия в клуб приходят несколько местных школьниц.
Кросны небольшие. Мария Ивановна объясняет, что для ее ремесла непринципиально — большой станок или маленький.
Поножы, бэрда, нычаныцы, клекотки, глеци, роспирач, воротыло — вы что–нибудь поняли? Это в местном произношении запчасти ткацкого станка. Сноваты, навываты, накидаты — это действия.
Утеряем ремесло, забудем слова, которые полвека назад в деревне знала каждая уважающая себя девушка.
Надежда Грицук
Начальник отдела идеологической работы и культуры Каменецкого райисполкома Николай Громик вспоминает интересную историю:
— Несколько лет назад в Подбеле и округе была засуха. Деревенские собрались — и в клуб. Посмотреть, заправлен ли ткацкий станок. В старину считалось, что ткать летом нельзя. Будет засуха. Пришла Пасха — собирай станок, даже если он заправлен, выкидывай из дома. Осенью, после всех полевых работ, ставь назад. Такое поверье.
— Как выкрутились?
Мария Ивановна признается, что тогда не один — два станка стояли в зале:
— Хотели кросны разбить. Не пустила в клуб. А на следующий день дожди пошли. Затяжные. Люди утихли...
От Марии Кравчинской из Подбелы по лесной дороге отправляемся в Каменюки, к ее учительнице Надежде Анатольевне Грицук. Она встречает нас за станком в Центре ремесел и культуры. На кроснах — четверть сотканного «дывана». Надежда Анатольевна сетует: ткачество — тяжелый труд. Спина болит, руки, ноги. Сила нужна. Ко всему, на работу в свои 72 года она ездит на велосипеде из деревни Пашуки. Каждый день 6 километров — туда и обратно.
Народный мастер (статус Надежда Анатольевна получила 5 лет назад) показывает свои «дываны»:
— Этот — «Дымка», тот — «Радуга». Подвойное ткачество есть в Мостовском районе на Гродненщине и на Белосточчине в Польше. Но мы работаем несколько по–другому, у нас свои секреты.
— А узоры откуда?
— Берем женский журнал с рисунком для вышивки, которую подстраиваем под ткацкий станок.
«Дыван» может прослужить не год и даже не пятьдесят, говорит мастерица. Стирать его не стоит. Зимой положите на снег одной стороной, другой — и вся «стирка».
Сейчас в Каменюках начали изготавливать сувениры, и Надежда Анатольевна намерена вместе с детьми ткать на продажу накидки на кресла, на кухонные табуретки. Это быстрее, дешевле.
Пока же труд каменецких ткачих совсем не ценится. Статус нематериального культурного наследия им ничего не дает — разве только маленькую гордость от признания. Получают копеечную зарплату как клубные работники, а ткут в основном для выставок.
Николай Громик знает способ сохранения искусства подвойного ткачества:
— Если Мария Ивановна и Надежда Анатольевна будут каждый месяц иметь за свои работы миллионов пять, все местные побегут к ним учиться. Но покупатели не готовы еще платить 2 — 3 миллиона за покрывало ручной работы.
Даже владельцы агроусадеб (их только в Каменецком районе 45) не спешат с заказами. И мы не ценим бесценное, держимся за кошелек. Неблаговидную роль играет, видимо, наша собственная ограниченность. Долгие годы воротили носы от бабкиных сундуков — немодно, мол, деревенщина. Только–только учимся ценить аутентичные, рукотворные вещи — учимся ценить вечное.
И все же... Правду говорили в старину: лучше поздно, чем никогда.
Кстати
Два года назад в стране утверждена государственная программа возрождения технологий и традиций производства слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса». Определенные средства по этой программе запланировано использовать на сохранение традиций подвойного ткачества в Каменецком районе.
В тему
Кроме подвойного ткачества, в Списке нематериального наследия от Брестчины обряды «Намскi Вялiкдзень» (д. Оброво, Ивацевичский район) и «Стрылка» (д. Бездеж, Дрогичинский район), танец «Споровская полька» (д. Спорово, Березовский район), творчество резчика по дереву Николая Тарасюка (д. Стойлы, Пружанский район), а также гончарное ремесло из деревни Городная Столинского района. А всего в списке около восьми десятков элементов нематериального проявления творчества белорусов.
Фото автора.
Советская Белоруссия №185 (24566). Суббота, 27 сентября 2014.