Ольга Подобед о секретах успеха в женском баскетболе

Не надо жить воспоминаниями

ДЕСЯТЬ лет назад, победив в матче за третье место команду Латвии, женская сборная Беларуси по баскетболу завоевала бронзовые медали чемпионата Европы. Ни до, ни после повторить это достижение не удавалось никому из представителей игровых видов спорта. На недавнем чемпионате Европы белорусская команда заняла предпоследнее место. Вместе с разыгрывающей той бронзовой сборной Ольгой ПОДОБЕД мы вспоминаем события последнего десятка лет, пытаясь понять, стоит ли ждать повторения.


— Тогда в Италии вы одну за другой обыграли команды Сербии, Хорватии, Италии, чемпионок Европы из Чехии... А на минувшем чемпионате Европы тем же итальянкам мы проиграли 20 очков.

— На чемпионате Европы 2007 года процентов 80 успеха заключалось в том, что нас недооценили. Сейчас на белорусскую команду настраиваются совсем иначе, к тому же выросло целое поколение новых игроков.

— Правда, что в 2007 году команда побеждала в основном за счет эмоций и настроя?

— Мы всегда играли на эмоциях, побеждали на них же и очень переживали друг за друга. Посмотрите на наши фотографии того времени: там искренняя радость каждому заброшенному мячу. Это ведь нельзя сделать специально. Как было дальше, мне судить сложно: в 2010 году я, можно сказать, ушла из сборной и общалась с подругами по команде лишь в обычной жизни. Кстати, отношения почти со всеми остались хорошими. Разве что те, кто уехал — Света Вольная, Ольга Масиленене, — как-то затерялись.

— Интересный момент: из тех, кто покидал команду, только ты и Наталья Трофимова остались в баскетболе.

— В основном девчонки еще во время выступлений представляли, что будут делать после окончания карьеры. Та же Наташа Марченко знала, что окажется где-то в структуре БАТЭ, были наметки. Таня Троина тоже особо не рвалась быть тренером и выбрала тот путь, который посчитала более подходящим. Я же всегда хотела тренировать и знала, что рано или поздно буду это делать. А какие еще варианты? Открыть свой бизнес? Мне это попросту неинтересно, а я бы хотела заниматься тем, что приносит удовольствие. Понятно, что пока своей работой я состояния не сколочу, но, по крайней мере, не считаю минуты до окончания рабочего дня.

— Многие полагают, что с той сборной 2007 года успеха мог бы добиться любой тренер. Согласна?

— Возможно, но прежде, чем добиваться результатов, любую команду нужно собрать и настроить. Если бы тогда на место Буяльского пришел кто-то, кого команда банально не уважала, ничего бы не получилось. Тренера можно не любить, но уважать, слушать и выполнять указания —  обязательно. Он отвечает за результат и принимает решения. Как только начинаются споры и размолвки, жди беды.

— Ольга Подобед, похоже, грозный тренер: проблем с уважением не возникает?

— Я всегда была строгой и требовательной, но секрет тренерского успеха не в запугивании. Нужно по-человечески относиться к подопечным. Это девочки из РУОРа еще могут побаиваться — дисциплина у меня все же очень строгая, а вот с 20-летними можно договориться только уважением. Я, помню, им сразу сказала: «Спорить с тренером вы не имеете никакого права, но если хотите поговорить, после тренировки я всегда готова». Так и играем.

— То есть правда, что лучший тренер — диктатор?

— У меня была история в России, когда я играла за московское «Динамо» (его тогда тренировал Семен Халипский). В то время там играла олимпийская чемпионка Лена Баранова, у которой был особый статус, и она им пользовалась при каждом удобном случае. Закончилось все тем, что в команде сменили неугодного лидеру тренера, и я считаю, что это — совершенно неправильная ситуация. Кстати, не помню, чтобы в нашей бронзовой команде кто-то сильно выделялся бы на фоне остальных и лез руководить.

— Реально ли когда-либо нам вновь собрать команду, способную претендовать на медали топ-турниров?

— Почему нет? Да, у нас нет сильного чемпионата. Недавно вот «Гомель», собранный из игроков, оказавшихся лишними в других клубах и совмещающих тренировки с основной работой, выиграл у вполне профессионального «Горизонта». Результат заставляет задуматься. Но с другой стороны, в 2007 году чемпионат Беларуси не сильно отличался от нынешнего. Правда, здесь есть нюанс: уже в 19—20 лет почти каждая из нас уехала играть куда-то за границу, в том числе и в США. Сегодня также уезжают — Анна Каленто, Ксения Малашко, Мария Адащик. Но если Веремеенко уехала лет в 17—18, то ее постоянно где-то видели. То же самое касается и Лены Левченко, и других девчонок. Сейчас же многие уезжают с какими-то другими целями. Например, учиться, как Аня Каленто. Сомневаюсь, что она всерьез рассчитывает добиться больших результатов в баскетболе, хотя данные у девушки неплохие.

— Нынешняя сборная способна на подвиги?

— В спорте часто случаются спады. Сегодня, например, все говорят о взлете, который случился после 2007 года, но никто почему-то не вспоминает, что до того момента наши успехи были связаны с поколением Татьяны Белошапко и Ирины Сумниковой. А после — провал. О женском баскетболе подзабыли, от него перестали ждать больших свершений, и мы смогли играть без груза ответственности за плечами. Я не к тому, что нам нужно лечь на дно, — подниматься оттуда очень сложно. Но правда и в том, что пора отпустить 2007 год, всем вместе начинать работать и верить в команду.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter