Несколько лет назад лесхозы активно вкладывали деньги в строительство и обустройство охотничьих хозяйств

Не надо ждать человека с ружьем

УЖЕ почти два года, с августа 2013-го, в стране действует временное Постановление Совмина № 758 «Об особом режиме изъятия, захоронения или уничтожения ресурса дикого кабана». За это время популяция «дзікоў» сократилась с более чем 80 до 2 тысяч особей. Но как бы бесчеловечно, возможно, с моей стороны это ни звучало, меньше всего в данной ситуации беспокоишься о численности этих животных. Тем более что их популяция восстанавливается очень быстро. В отличие от экономики, пострадавшей от распространяемых ими заболеваний.

Напряженности по поводу АЧС, из-за вспышек которой и появилось упомянутое постановление, уже гораздо меньше. Вовремя принятые профилактические меры помогли сдержать распространение чумы, которая могла обанкротить целые хозяйства. Что, подчеркну особо, не дает никакого повода расслабляться и ослаблять защитные меры.

Но, оказалось, есть в этой истории еще один пострадавший, которого только в последнее время догнал экономический ущерб от АЧС и который остался в тени события. Это лесхозы. Несколько лет назад по всей стране они активно вкладывали деньги в строительство и обустройство охотничьих хозяйств. Теперь благоустроенные домики, в которых с удовольствием отдыхали даже привередливые иностранные туристы, все чаще пустуют. Заглядывают в них в основном туристы без ружья, желающие отдохнуть пару дней в лесу, попариться в бане.

А вот охотники, в первую очередь иностранные, для которых они в свое время и строились, теперь здесь редкие гости. В наших лесах они охотились в основном на кабана. Во-первых, это гораздо, порой даже в десятки раз, дешевле, чем на оленя или лося. Во-вторых, охота на него открыта практически круглый год, в то время как на других животных разрешена, как правило, пару месяцев. И хотя иностранцы в большом количестве вывозили трофеи и мясо, оставалось достаточно зверя и для местного охотника, и для поддержания популяции. Для охотничьих хозяйств это была практически основная статья доходов, приносящая прибыль круглый год. Теперь этот источник исчез. Хозяйствам приходится изворачиваться, чтобы за три месяца охоты на других животных как-то заработать на годичное содержание таких комплексов. Естественно, сделать это порой просто невозможно. В Минлесхозе знают об этом. Поэтому уже перестали доводить лесхозам планы по принятию иностранных туристов – понимают, что они теперь в белорусских лесах редкие птицы и заманить их особенно нечем.

Как решить проблему? К сожалению, запрет на использование мяса диких кабанов и вывоз трофеев пока снять нельзя: на кону безопасность экономики всей страны. Это не обсуждается, но я вот о чем. Охотоведы, руководители лесхозов из многих районов страны говорят, что за год ни одна проба на АЧС, взятая у убитого дикого кабана, не подтвердилась. Отсюда такая идея: не уничтожать кабана сразу после взятия пробы, поместить его в морозильную камеру и дождаться результатов анализа. И в случае если все нормально, тушу отдать охотнику. Возможно, это хоть как-то подвигло бы их снова приехать к нам поохотиться, но и здесь не все просто. Во-первых, не каждый лесхоз может похвастаться наличием таких морозильных камер, а которые есть, способны вместить всего пару туш, но не десятки, как их отстреливали раньше. Во-вторых, много юридических тонкостей. Например, лесхозы не полномочны давать такие разрешения – это в ведении санитарных и ветеринарных служб. Что остается? Как говорят в самом Минлесхозе: только ждать. Постановление временное, поэтому, как только вопрос с АЧС уйдет с повестки дня, охота на кабана вновь станет интересной.

Но, согласитесь, решение в духе «просто ждать» — отнюдь не решение. Тем более что неизвестно, сколько придется ждать. Например, первый случай АЧС в Испании был зарегистрирован в 1960 году, а свободной от чумы страной ее признали только в 1995-м. Потребовалось 35 лет и миллионы евро в пересчете на современную валюту. Нельзя смириться с ситуацией и нести убытки. Можно хотя бы попробовать развивать другие направления деятельности. Например, привлекать туристов прогулками по экологическим тропам, предлагать им празднование банкетов и свадеб на базе таких комплексов. Те немногие лесхозы, которые это пробуют, отмечают востребованность таких услуг, их привлекательную новизну. Возможно, все это стоит активнее рекламировать. Возможно, найдутся другие варианты. Годится все, кроме пассивного и унылого ожидания тех времен, когда придет в лес человек с ружьем и разрешит все проблемы его хозяев.

mizkevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter