Не надо тумана…

ПОСЛЕ успешного дебюта «Беларусьфильма» на Каннском кинофестивале, на котором фильм «В тумане» по повести Василя Быкова, снятый совместно с Германией, Нидерландами, Латвией, Литвой и Россией, удостоен престижного приза жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCI, отдельные критики и журналисты начали говорить о несерьезном участии киностудии в этой киноленте. Отмечая, в частности, что в ней нет «ничего белорусского» или же что «Беларусьфильм» просто «успешно вскочил в вагон уходящего поезда»... Все слухи на этот счет в беседе с корреспондентом БЕЛТА развеял генеральный директор национальной киностудии Олег СИЛЬВАНОВИЧ.

Генеральной директор национальной киностудии Олег Сильванович — о правде и домыслах вокруг успеха на Каннском фестивале.

ПОСЛЕ успешного дебюта «Беларусьфильма» на Каннском кинофестивале, на котором фильм «В тумане» по повести Василя Быкова, снятый совместно с Германией, Нидерландами, Латвией, Литвой и Россией, удостоен престижного приза жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCI, отдельные критики и журналисты начали говорить о несерьезном участии киностудии в этой киноленте. Отмечая, в частности, что в ней нет «ничего белорусского» или же что «Беларусьфильм» просто «успешно вскочил в вагон уходящего поезда»... Все слухи на этот счет в беседе с корреспондентом БЕЛТА развеял генеральный директор национальной киностудии Олег СИЛЬВАНОВИЧ.

— Олег Игоревич, насколько престижна награда FIPRESCI и что она значит лично для вас?

— Для того чтобы определить, насколько высок рейтинг FIPRESCI, необходимо вспомнить его историю. В разные годы этот приз получали известные фигуры в мире кинематографа — Вуди Аллен, Андрей Тарковский, Фрэнсис Форд Кополла и другие. Стать в один ряд с такими личностями — большая честь для Сергея Лозницы. Это не местечковая награда, а признание мирового уровня. И главное — FIPRESCI присуждается независимыми, беспристрастными кинокритиками. Я посмотрел список членов жюри в этом году, оказалось, что в нем нет ни одного жителя постсоветского пространства, исключительно представители Западной Европы.

FIPRESCI традиционно присуждается за сутки до объявления главных призов, и у этой медали есть обратная сторона. Если бы обладателя FIPRESCI объявляли позже, возможно, результаты нашего участия в Каннском кинофестивале были бы еще более значительными. Дело в том, что главный приз — Золотая пальмовая ветвь — фактически исключает возможность получения остальных наград, которых вручается не так много. Действительно, в истории Каннского фестиваля бывали случаи, когда FIPRESCI и пальмовая ветвь совпадали, но чаще всего этого не происходит. Кроме того, необходимо учитывать, что при присуждении главного приза играет роль культурная политика фестиваля и личное отношение членов жюри, в то время как FIPRESCI присуждается беспристрастными профессионалами. Я не говорю сейчас о каком-то фильме в частности, потому что призы отданы конкретным фильмам, и оспаривать их недопустимо. Ни в коем случае не сомневаюсь в триумфе Михаэля Ханеке в нынешнем году, но приз за режиссуру и Гран-при вызвали вопросы не только у меня.

— Расскажите о том, как принимала фильм по прозе белорусского писателя зарубежная публика?

— Аплодировать фильму «В тумане» зрители начали еще во время финальных титров, которые длились более четырех минут. Затем аплодисменты переросли в бурные овации. К сожалению, в тот момент мне в голову не пришла мысль снять эту сцену на мобильный телефон.

Сейчас я читаю в Интернете, что белорусская киностудия «примазалась» к фильму «В тумане». На это могу ответить следующее: «примазавшихся» людей на каннскую ковровую дорожку просто не пускают, и в официальном кортеже они тем более не ездят. Их имен нет в титрах картины. Относительно к фильму «В тумане» мы — сопродюсеры. И как сопродюсеры мы обозначены в официальном каталоге Каннского фестиваля. В каталоге, кстати, очередность перечисления сопродюсеров зависит от степени их участия в проекте: чем оно значительнее, тем ближе сопродюсер находится к началу списка. «Беларусьфильм» практически в середине.

Действительно, Беларусь вошла в этот международный проект на определенной стадии, когда уже был завершен предпродакшн. Мы добавили в него то, что могли, чтобы он был действительно сильным. Так что здесь есть и наша доля успеха. Например, звук писался исключительно на «Беларусьфильме», над его сведением работал прекрасный белорусский звукорежиссер Владимир Головницкий. Это говорит о том, что национальная киностудия обладает хорошими технологиями, которые востребованы и в таких качественных международных проектах. Сергей Лозница, а наши зрители знают его по участию в основной программе Минского международного кинофестиваля «Лістапад» (в 2010-м Лозница получил Гран-при «Лістапада» за дебютный игровой фильм «Счастье мое» — Прим. БЕЛТА), и сам периодически приезжает к нам для работы со своими документальными фильмами.

— Может ли случиться так, что фильм «В тумане» будет показан на других форумах, в том числе и на Минском международном кинофестивале «Лістапад-2012»?

— «В тумане» только начинает фестивальную жизнь. Помимо приза FIPRESCI, он уже удостоен Гран-при шестого международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало». Награду форума получил на торжественной церемонии закрытия исполнитель главной роли актер Владимир Свирский. Кроме того, «В тумане» пригласили для показа в Торонто (Канада). И этим награды фильма не ограничатся, в чем нет никакого сомнения. Сейчас мы размышляем над тем, когда кинолента будет показана в Беларуси. Возможно, ее премьера состоится на фестивале в Бресте в сентябре нынешнего года. Также вероятно, что этот фильм будет показан чуть позже, в ноябре, на «Лістападзе».

— На протяжении всего фестиваля в Каннах уже второй год подряд работал национальный павильон. С кинопроизводителями каких стран успели провести переговоры за это время?

— Представителям национального павильона удалось провести десятки встреч и переговоров с кинокомпаниями из Чехии, Великобритании, России, Сербии, Италии, Японии, США насчет совместного кинопроизводства и возможности подписания Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве, а также возможности последующего включения Беларуси в международный фонд «Евримаж». Разговаривали с французскими продюсерами о возможном участии их актеров в нашем кинопроекте. По сути, неважно, сориентирован ли проект на красную дорожку или экономическую возвратность, но участие в нем французского актера автоматически гарантирует интерес к фильму со стороны французских телеканалов.

В совместных с нашей киностудией фильмах могут сниматься актеры разной величины. Известно, например, что великий французский актер Жерар Депардье сегодня не ориентируется на размер гонорара, но обращает внимание на сложность и масштабность персонажа, в образ которого ему предложено вжиться. Поэтому если предположить участие в совместном проекте такого актера, как Жерар Депардье, нужно готовить специально для него соответствующий проект. «Беларусьфильм» может привлечь к съемкам в своих фильмах любого актера. Другое дело, что мы сможем ему предложить в плане драматургического материала.

Немаловажно, что в Каннах мы обсуждали возможность подписания Беларусью Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве, которая уже в следующем году будет откорректирована европейскими законодателями. Благодаря этой конвенции наша страна сможет получить выход на проекты более высокого уровня, ведь подписание документа дает возможность привести внутреннее законодательство в соответствие с европейским. Общие законы дают абсолютно четкое понимание того, как действует модель кинопроизводства в Беларуси, для немцев, голландцев, англичан и жителей других стран Европы. Исчезают барьеры в кинопроизводстве. Например, конвенция упрощает перемещение грузов через границу, получение виз для съемочной группы — все это значительно экономит денежные средства, вложенные в картину.

А вообще, современному отечественному кинематографу необходимо очень внимательно проработать возможность совместного производства фильмов с Китаем — это чрезвычайно сильный кинопартнер, владеющий крупнейшей киносетью в мире, невероятно мощный рынок для производства фильмов. Средний бюджет китайского фильма может десятикратно превышать средний бюджет белорусского. В нынешнем году планируется провести Дни белорусского кино в Китае, и, конечно, я как гендиректор «Беларусьфильма» рассчитываю, что нам удастся пообщаться с китайскими коллегами и найти в их лице партнеров.

— В каких еще международных кинофестивалях будут участвовать белорусские фильмы в ближайшее время?

— Совместный белорусско-латвийско-эстонский фильм «Одинокий остров» будет показан в конкурсной программе 34-го Московского международного кинофестиваля, который пройдет 21—30 июня. В последний раз картина «Беларусьфильма» представлялась в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля более четверти века назад. Кстати, это была совместная продукция «Беларусьфильма» и «Мосфильма» — режиссер Элем Климов и фильм «Иди и смотри» получили все главные призы престижного кинофорума класса «А».

Для участия в конкурсе документального кино международного кинофестиваля в Кракове (Польша) отобран фильм студии «Летопись» режиссера Ольги Дашук и кинооператора Анатолия Казазаева «Кинолюбитель. Осенний сон». Фестиваль пройдет в нынешнем году в 52-й раз, он по праву считается одним из самых престижных и крупных форумов в Европе. Этот же фильм будет участвовать в фестивале «Сильвердокс», который пройдет недалеко от Вашингтона в июне. Картина Екатерины Маховой «Звонарь» приглашена для показа во французском международном кинофестивале под названием «Одна страна — один фильм», а также в ХVIII Международном фестивале региональных телекомпаний в Кошице (Словакия).

— Каковы дальнейшие планы «Беларусьфильма»?

— «Беларусьфильм» меняется. Мы пытаемся интегрировать какие-то новаторские идеи в свою повседневную работу. Киноленты, которые выйдут в нынешнем году, сориентированы в большей степени на телевидение, потому что, работая над ними, мы ставили перед собой задачу сделать их экономически окупаемыми. Помимо государственной поддержки, мы хотим диспонировать средствами, полученными от реализации имущественных прав, которые будем вкладывать в новые проекты и тем самым расширять кинопроизводство с учетом будущей возвратности. «Беларусьфильм» впервые за долгое время вошел в четыре совместные картины собственными денежными средствами, так что киностудия превращается из ожидателя государственной поддержки в продюсера и инициатора получения денег.

Для нас очень важны победы на международных кинофестивалях, но гораздо важнее быть востребованным у себя на родине, быть любимым своим народом. Это то, ради чего мы работаем. Я прекрасно понимаю, что ставлю перед собой невероятно сложную задачу, так что гораздо проще, наверное, получить Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Но ведь творчество — удел тщеславных, амбициозных людей. На извечный мужской вопрос «Ты меня уважаешь?» всегда хочется получить ответ «Уважаю!» То же самое и в кино: если когда-нибудь я спрошу белорусского зрителя «Ты уважаешь отечественное кино?» и получу утвердительный ответ, то осознаю, что работаю не зря.

Татьяна ПАСТУШЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter