— Да, в советское время данный аспект замалчивался. Но тогда ни в Москве, ни в Киеве, ни в Вильнюсе никому и в голову не могло прийти героизировать тех, кто сотрудничал с немцами. В моем родном поселке Смиловичи еврейское гетто было уничтожено литовскими полицаями. Это хорошо помнили, но в советское время об этом никто не говорил. Сейчас говорим. Почему? Потому что их героизируют. В Латвии 16 марта отмечался день легионера. Кто такой легионер? Это эсэсовец, а СС признана преступной организацией Нюрнбергским судом.
— Всего на нашей земле было проведено 140 карательных операций. Таких Хатыней у нас, которые были сожжены вместе с жителями, — около 630. А сколько людей было угнано в концлагеря и там погибло.
Некоторые западные дипломаты удивляются, почему, мол, белорусы столько внимания уделяют Великой Отечественной войне.
— Потому что война — это незалеченная травма нашего народа, — подчеркнул Вадим Гигин.
— И немецкий посол (а может, и не только он) свою дипмиссию в Беларуси должен начинать не с поучения белорусских властей и белорусского общества, как жить, а с поездки и демонстративного акта покаяния в такие места, как Хатынь, Тростенец, где их предки совершали военные преступления.
Это не какое-то топтание на костях. Надо брать пример с немецкого канцлера Вилли Брандта (федеральный канцлер Германии в 1969—1974 годы. — Прим. ред.), который приехал в Польшу и стал там на колени. С этого началось примирение между Германией и Польшей.
По словам эксперта, героизация нацизма происходит не только на постсоветском пространстве. В странах Европы это явление началось почти сразу после Второй мировой войны, в том числе в самой Германии. Много говорилось о покаянии немцев за преступления гитлеровцев. Но вместе с тем возникло и другое популярное направление — реваншизм. Предпринимаются попытки оправдать своих предков, сказать, что не все было так плохо и однозначно. У каждой страны, заметил Вадим Гигин, здесь свой тяжелый путь — так, например, французы по праву гордятся движением Сопротивления, де Голлем, людьми, которые воевали против нацизма:
— С другой стороны, Франция до сих пор болезненно осмысливает тот путь, который она прошла при режиме Виши (коллаборационистский режим после поражения Франции в начале Второй мировой войны. — Прим. ред.). И тот факт, что одними из последних защитников Берлина были французские эсэсовцы из дивизии «Шарлемань», крайне неприятен для французского общества. А для кого-то из радикалов служит примером.
На этом фоне весьма важными представляются те предложения, которые исходят от Беларуси и России о том, чтобы на уровне ООН вновь осмыслить трагические страницы истории и принять конкретные меры по недопущению реабилитации нацизма. Однако эти инициативы блокируются рядом стран, обратил внимание эксперт:
— Кто их блокирует? Например, США, которые утверждают, что это нарушение плюрализма мнений. С недавнего времени — и Украина. Потому что те преступники, которые сражались в рядах дивизии СС «Галичина», украинских полицейских батальонах, для многих политических деятелей современной Украины являются героями и примером для подражания.
С учетом циничных и наглых попыток переписать историю вдвойне актуальным становится и вопрос информационной безопасности. К слову, на этой неделе Министерство юстиции зарегистрировало Ассоциацию «Информационная безопасность». Она создана для оказания содействия в борьбе с распространением негативного контента в информационном пространстве, консолидации усилий общественности в развитии саморегуляции информационного сообщества Беларуси.
— Подобные ассоциации выступают как элемент гражданского общества по мониторингу интернета и контента, который в нем распространяется. Делается это для того, чтобы давать сигналы, где возникают вызовы, угрозы, слабые места. Это не фактор государственной цензуры или ограничений. Это интересный и правильный белорусский путь, когда данная тематика широко обсуждается в гражданском обществе, — подчеркнул Вадим Гигин.
Еще один залог сохранения исторической памяти — это сохранение народного единства. В том числе через те дискуссии, которые проходят в формате диалоговых площадок, акцентировал эксперт:
— Мне кажется, значительная часть тех, кто, может быть, протестовал, стала понимать, что мы живем в одном обществе и никуда из него не денемся.
Поэтому нам надо находить цивилизованные, нормальные, наши белорусские пути взаимопонимания. И вот такой разговор, когда мы слышим друг друга, находим пути решения, позволяет прийти к главной цели — национальному, народному единству.