Не надо мутить воду

История с самовольным затоплением вертолета получила  продолжение...

История с самовольным затоплением вертолета, которую мы подробно описывали (см. «СБ» за 8 апреля с.г.), на озере Рудаково в Мядельском районе получила вполне логичное продолжение. Эксперты решили: фюзеляж должен быть поднят со дна в течение месяца. Ведь, по мнению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, было грубо нарушено природоохранное законодательство. Вертолет нужно предварительно подготовить к погружению и согласовать все шаги с экологами и местной властью, чего инициаторы проекта не сделали. В Национальный парк «Нарочанский» и Белорусскую федерацию подводного спорта направили письма с этими требованиями.


Напомним, скандал разгорелся несколько недель назад, когда выяснилось, что отлетавший свой век Ми–2 был затоплен недалеко от Мяделя без разрешения местных органов власти. Это «погребение» вертолета всколыхнуло общественное мнение. Дайверы раскололись на два лагеря: за и против. А группа возмущенных экологов из Национальной академии наук и Белгосуниверситета даже направила письмо на имя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды.


Аквалангисты, которые пошли на затопление, оправдываются: мол, все было согласовано. А лежащий на дне вертолет — это только первый шаг на пути создания целого подводного парка, ведь подобные проекты успешно претворены в жизнь за границей.


— Сторонники превращения Ми–2 в подводную достопримечательность ссылаются на немецкий опыт, однако делать это, на мой взгляд, в корне неверно, — считает инструктор по дайвингу Андрей Лихачев. — Ведь там технику затопили не в заповедном озере. Да, действительно, в Германии есть такой объект, причем весьма популярный среди ныряльщиков. Но сделан этот подводный музей на дне бывшего карьера цементного завода, который не представляет ценности для природы. Другое дело — чистое, красивое, уникальное озеро, как Рудаково. Зачем засорять его грудой металлолома?


Удивительно, но как фюзеляж мог оказаться на дне? Тем более что, по словам инициаторов проекта, они заручились поддержкой Минприроды. Неужели эксперты действительно дали зеленый свет этому, мягко говоря, спорному предприятию?


— Да, несколько лет назад нам было направлено письмо, в котором излагалась идея затопить вертолет из алюминиевого сплава. Мы в принципе не возражали, однако выдвинули обязательное условие — почистить и прогрунтовать фюзеляж, — ситуацию проясняет пресс–секретарь Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Елена Пенязь. — Кроме того, требовалась специальная экспертиза. Ничего этого сделано не было. О сроках, способах затопления и техническом состоянии вертолета мы не знали. А на саму операцию нас даже не пригласили. В итоге на дне оказался старый покореженный фюзеляж. Технические люки оторваны, корпус исцарапан, краска местами отстала от корпуса, обнажив металлическое основание. Внутри фюзеляжа — мусор, посторонние предметы, стекло. То есть гарантии, изложенные в письме федерации подводного спорта, не выполнены. Сейчас нужно исправлять ситуацию.


Вот какова цена самодеятельности и спешки. Возможно, позже все переделают как следует. Тем более что у инициаторов проекта на руках есть письмо поддержки Минприроды и рекомендация сделать Рудаково дайвинг–центром. Но в любом случае рассматривать возможность затопления следует только после соблюдения всех экспертиз и согласований. Чтобы потом не всплывали проблемы...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter