Не надо бояться капремонтов

На вопросы читателей «СБ» отвечает директор управления коммунальных предприятий Могилева Сергей Гордеев
На вопросы читателей «СБ» отвечает директор управления коммунальных предприятий Могилева Сергей Гордеев

В народе принято ругать работников жилищно–коммунальной сферы. Ну как же, за что их любить? Надо поменять в квартире кран, так сантехника не дождешься. А соизволит явиться, опоздав часа на три–четыре к назначенному времени, — либо напортачит что–нибудь «после вчерашнего» (или «сегодняшнего»), либо такую цену за ремонт заломит, что впору волком взвыть. Отопление — вообще отдельный разговор. В жировках суммы все увеличиваются, а температура в квартире все уменьшается. Подобных мнений можно было бы собрать еще вагон и маленькую тележку. Но они в очень малой степени отражают работу коммунальников. На самом деле коммунальные службы делают сейчас все от них зависящее, чтобы мы о них пореже вспоминали. Что и происходит. Горячие батареи, постоянное наличие воды в кране, теплые и чистые подъезды, отремонтированные крыши воспринимаются как данность — так, по большому счету, и должно быть. Но, конечно, есть и достаточно много проблем. В этом мы убедились во время «прямой линии» с директором управления коммунальных предприятий Могилева Сергеем ГОРДЕЕВЫМ, организованной и проведенной редакцией нашей газеты. Запланированных полутора часов было явно недостаточно для ответов на сотню вопросов, которые руководителю коммунальной службы областного центра задавали жители города. Сергей Павлович не уходил от ответов на самый неприятные вопросы — разговор получился откровенным.

— Сергей Павлович, вас беспокоит Дмитрий Викторович Диндов. Объясните, что за суммы стоят в квитанции на оплату квартиры. Первым идет техобслуживание. Потом отчисление на капремонт. Куда эти деньги направляются? Ведь дом наш новый и никто ничего не ремонтирует. Что касается техобслуживания — у меня потек кран, и я вызывал мастера. Он пришел и говорит, что за работу надо заплатить 5 тысяч рублей. Так что это за техобслуживание такое?

— Начну с капитального ремонта. Слава Богу, что вам его пока не надо делать. Но придет такое время, когда понадобится. Например, отремонтировать кровлю, заменить сантехоборудование, трубы, лифты. Вот тогда на эти цели будут использованы деньги, которые собирают все жители областного центра. Отчисления на капремонт можно рассматривать как некую кассу взаимопомощи, откуда берутся деньги для наиболее нуждающихся. Это не значит, что ваши деньги должны сразу тратиться на ваш дом. Что касается технического обслуживания, то имеются в виду текущие ремонты, которые проводятся ЖЭУ. Например, во входной двери порвалась пружина или разбилось стекло. Работники домоуправления должны все это оперативно поменять. Также под техническим обслуживанием понимается обслуживание лестничных площадок, дворовой территории, ремонт отмостки здания, замена до 30 процентов изоляционного материала на кровле.

— Николай Власович вас беспокоит. Такой вопрос. Моя супруга была узницей концлагерей и инвалидом второй группы. Пока она была жива, мы платили за коммунальные услуги по льготным тарифам. Недавно жена умерла. Льготы на меня распространяются?

— Вы участник Великой Отечественной?

— Нет.

— Тогда льготы на вас не распространяются.

— А раньше распространялись.

— Это были льготы вашей супруги.

— Сергей Павлович, меня зовут Зоя Григорьевна Матусевич. У меня к вам целый ряд вопросов. Для начала скажите, положена ли скидка 20 процентов при установке счетчиков горячей и холодной воды?

— На сами счетчики не положена. Но как только вы установите у себя приборы учета, тариф на воду, по которому рассчитывается сумма оплаты коммунальных услуг, будет снижен на 20 процентов.

— А за чей счет должна делаться поверка этих счетчиков?

— Если они установлены в квартире или индивидуальном жилом доме — то за счет хозяев. Групповые же счетчики, устанавливаемые на дом, поверяются за счет организаций, занимающихся тепло– или водоснабжением.

— Как рассчитывается установка дополнительных ребер батарей в квартире? Если ляп допустили строители, можно ли все работы произвести за счет домоуправления?

— Количество радиаторов, их ребер рассчитывает проектная организация, исходя из ряда факторов — этажа, на котором расположена квартира, южной или северной стороны и т.д. и т.п. Поэтому о том, чтобы устанавливать дополнительные секции за счет домоуправления, и речи быть не может. Но эти работы, если хотите, можете произвести за свой счет. При этом предупреждаю сразу: сначала должна быть изготовлена проектно–сметная документация, а потом все изменения должны быть зафиксированы в теплоснабжающей организации. Потому что увеличивается расход тепла на дом.

— В некоторых домах, обслуживаемых ЖЭУ–14, стоят счетчики, а люди платят по норме. Не может же быть, чтобы приборы учета не давали экономии.

— Вероятно, счетчики не поставлены на коммерческий учет. То есть они установлены, поверены. Но снабжающими организациями еще не зафиксировано, что по этим счетчикам ведутся расчеты.

— В моем доме на первом этаже живет инвалид II группы. У него верхняя часть батарей горячая, а нижняя — холодная. Можно ли произвести ремонт у него бесплатно?

— Скорее всего, система отопления нуждается в промывке. Сделать бесплатно это можно. Но только после окончания отопительного сезона.

— Прищепа Екатерина Сидоровна, живу в доме N 14 по улице Лазаренко. У нас очень больной вопрос — на верхних этажах практически никогда нет воды. И так уже года два. Из–за малого напора не можем пользоваться газовыми колонками. Обычно стережем, когда вода появится, и запасаемся впрок. Только вот незадача — сделать это удается обычно лишь после полуночи.

— Разберемся и попробуем поправить ситуацию в ближайшее же время.

— Да уж пожалуйста. Это очень больной для нас вопрос. Вот и сейчас нет воды. Немножко покапало и все...

— Пашкевич Анна Мартыновна. Около двух лет назад похоронила свою мать на кладбище в районе областной больницы. Когда хоронила, мне сказали, что могу зарезервировать участок и для себя. Воспользовалась советом и сделала большую ограду. А недавно получила грозное письмо, в котором говорится, что я должна заплатить 280 тысяч за эти несчастные метры. Что мне делать? Дайте совет.

— Думаю, вам лучше заплатить.

— Не с моей пенсией.

— В таком случае попробуйте обратиться в горисполком с просьбой, чтобы вам оказали какую–то финансовую помощь. Варианты, думаю, есть.

— Сергей Павлович, вас беспокоят жильцы дома 19 по улице Гоголя. У нас 20 ноября сгорел лифт...

— Лифт нами уже оплачен на заводе, изготавливается проектная документация. Думаю, к 15 марта начнем работы. И сделаем лифт. Собственно, так и было обещано вам мэром города.

— Мы обращались в разные службы и нам отвечали — мол, «не знаем, кто там вам что обещал».

— Теперь вы знаете: обещал я, Гордеев Сергей Павлович. Еще раз повторю — деньги на лифт перечислены.

— Скоморохова Лариса Яковлевна. Живем в доме с 1973 года. За это время его один раз только красили да лет 10 назад швы заделали. И все. Можно ли наш дом покрасить?

— Можно все. Но, наверное, еще не дошла очередь до вашего дома. Мы не можем красить все дома подряд: есть какая–то очередь. Ее формируют жилищники с учетом пожеланий администраций районов. Дома абсолютно неприглядного вида, конечно, красятся в первую очередь. Могу пообещать одно — ваш дом обязательно рассмотрим в ближайшее время и примем решение.

— Бодак Олег Михайлович. От имени жильцов дома N 67 по улице Первомайской хочу спросить, когда сделаете капитальный ремонт крыши? А то весь 6–й этаж заливается водой.

— Ремонт крыши будет сделан в этом году — ваш дом в графике.

— Алла Гордейко. Если пройти по центру города, то фасады домов радуют глаз — все ярко и красиво. Но во дворах картина противоположная: обшарпанные стены, не красившиеся десятилетиями. Неужели трудно привести в порядок сразу весь дом?

— На это надо очень много денег, которых, увы, как всегда, не хватает. Поэтому мы прежде всего приводим в порядок «лицо». А потом беремся за дворовые территории. Потому как важнее, чтобы в первую очередь было чисто и уютно во дворе, а уж потом можно вести речь об окраске внутренних фасадов. Если честно, мы могли бы сделать в городе домов 5 — 7 так, чтобы все — как внутри, так и снаружи — было как с иголочки. Но сомневаюсь, что всем это было бы приятно. Посыпались бы вопросы: почему сделали им, а не нам? Поэтому мы стараемся для начала сделать всем по чуть–чуть, а потом продолжить работы.

— Елена Анатольевна, проживаю по улице Циолковского. У нас в подъезде находится товарищество инвалидов по зрению. Можно ли за счет средств, отчисляемых на капитальный ремонт, поставить для них дверь с домофоном?

— Я не уполномочен дать какой–то ответ по одной простой причине — эти средства собирают все жители города. И для того, чтобы обещать помощь, должен быть уверен, что этого хотят все. Вы, проживая в этом доме, будете «за». А жители других районов города могут задать вопрос: почему деньги, отчисляемые на капитальный ремонт, должны тратиться на кого–то? Пусть это и инвалиды. Ведь на самом деле нуждающихся в различных льготах, помощи очень много. По мере возможности мы стараемся оказать поддержку. Но принятие решения в данном случае за вышестоящей инстанцией — горисполкомом.

— Раевская Галина Борисовна. Горисполкомом было принято решение об отоплении одного квадратного метра 0,0305 гигакалории тепла. Согласно постановлению Совмина на отопление одного «квадрата» требуется 0,026 гигакалории. Почему такая разница, почему мы настолько больше платим за отопление?

— Та цифра, о которой вы говорите, регулируется каждый месяц. Вы берете цифру, которая являет собой основу. Каждый месяц мы делаем перерасчет. Предполагаем, что температура наружного воздуха в феврале составляет минус 2 градуса. Но на улице могло быть как плюс 5, так и минус 15. Поэтому для того, чтобы упростить расчет, бралась определенная температура. Если на улице было теплее ожидаемого, делается перерасчет, и вам возвращаются деньги. Если же температура ниже, вам придется доплачивать.

— Анушкевич Светлана Владимировна. Когда жильцы нашего дома обращались в домоуправление по поводу ремонта в подъездах, нам говорили: поставьте металлические двери в подъездах, потом все сделаем. Поставили двери. И когда будет теперь ремонт?

— Может, в этом году и будет. Надо посмотреть график ремонтов.

— Я обратилась в домоуправление. Сказали: покупайте краску — сделаем.

— Если вы купите краску, вам сделают в первую очередь. А если не купите, придется немножко обождать.

— Светлана Александровна Борисова. С июля прошлого года в нашем доме не работает счетчик холодной воды. Обращались в ЖЭУ — там нас отправили в «Горводоканал». Специалисты этой организации приехали и сказали, что виновато домоуправление — мол, нет каких–то там вентилей...

— За сохранность приборов учета отвечает домоуправление. За их работу — снабжающие организации. Пока есть маленькие нестыковки в работе жилищников и водоканала. Думаю, все проблемы исчезнут, когда на базе «Горводоканала» создадим единую абонентскую службу. К этому мы сейчас и идем.

— Сергей Павлович, меня зовут Валентина Алексеевна Бако, живу в доме N 46а по проспекту Шмидта. В нашем подъезде уже 15 лет не было ремонта. В сентябре или октябре прошлого года обращались к директору ЖРЭУ Октябрьского района Грицуку с просьбой помочь. Он не только сказал, что в ноябре ремонт будет сделан, но и пообещал выполнение работ взять под личный контроль. Но рабочих к нам не прислали до сих пор. Хотелось бы напомнить о себе.

— Обязательно напомним Грицуку о том, что за свои слова надо отвечать и слово руководителя держать.

— Михаил Иосифович Коледюк. Я считаю, что с меня незаконно удерживают деньги за лифт. Лето–осень обычно живу на даче. После предоставления справок мне делают перерасчет за техобслуживание. А за лифт не хотят.

— В оплате за лифт перерасчет не делают. Люди платят деньги не за количество поездок. А за то, что лифт есть и он работает.

— Владимир Иванович Соловьев. Хотел бы задать вам несколько вопросов. Нас обслуживает товарищество «Наш дом». Ежемесячно они присылают счет за отопление на 70 тысяч, а на следующий месяц половину отдают. Получается, что мы кредитуем коммерческую структуру.

— Если жильцов вашего дома не устраивает такое положение вещей, то вы можете перезаключить договор и обслуживаться в домоуправлении.

— Еще. На собрании жильцов юрист товарищества объявила, что деньги, отчисляемые нами на капремонт, будут использоваться товариществом для покупки оргтехники. Насколько это законно?

— Мне сложно сказать — не знаю, что записано в уставе товарищества. Но, если разобраться, надо же им с чего–то жить. Потому допускаю, что здесь все законно. Да и не думаю, что юрист настолько безграмотен, чтобы объявлять людям о нарушениях.

— Шунаева Ева Николаевна. Сергей Павлович, моя дочь купила квартиру в доме N 10 по улице Вокзальной — это барак 1947 года постройки. Будет ли там произведен капитальный ремонт?

— Сложно сказать. Может, из этого барака вообще будет производиться отселение. В подобных случаях мы прислушиваемся к точке зрения глав администраций и жилищников. Особенно если дома в обозримом будущем могут представить угрозу для жизни проживающих в них людей.

— Виктор Ефимович Горбачев. Мне кажется, что ЖЭУ должно контролировать работы, которые в их домах ведут сторонние организации — телефонисты, кабельное телевидение. А то придут, насверлят дырок, оставят мусор и висящие «сопли».

— Есть такой момент, согласен. Причем работники ЖЭУ должны еще и корректировать то, что делается. Пришли — посмотрели работу. Если что–то не устраивает, обязаны заставить переделать. Другой вопрос, что не всегда это делается.

— Николай Кирпичев. Когда наконец полностью откроется баня в районе завода имени Кирова?

— Пока мы открыли половину. И, учитывая небольшую загрузку, считаем — вторую половину открывать нецелесообразно. Все, кому необходимо помыться, могут это сделать без проблем и так.

— Сергей Кожухов. Скажите, за что мы должны платить, а за что нет. А то приходит сантехник, меняет кран и говорит, сколько я должен ему за работу. Не знаешь: то ли мужик себе в карман деньги кладет, то ли так положено.

— За все, что находится внутри квартиры, по новому Жилищному кодексу должен платить сам жилец. За такими редкими исключениями, как коммуникации капитального характера — водопровод, отопление, электрическая проводка. Если понадобится отремонтировать или заменить кран, вы должны за это заплатить согласно существующим прейскурантам.

— Владимир Сергеев. Сергей Павлович, у меня вопрос, который, уверен, волнует всех автолюбителей. Уже пришла весна. Не получится ли так, что придется столкнуться с огромными ямами на дорогах?

— В этом году мы активным образом проводим ямочный ремонт даже зимой. Нами приобретаются соответствующие смеси, которые позволяют работать при достаточно низких температурах. Начали ремонт еще в прошлом году. А в этом году продолжаем. Нельзя уже говорить, что пришли к весне со страшными ямами на проезжей части. Безусловно, какие–то разрушения дорожного полотна будут иметь место. Но обвально все не посыплется. Недавно латали асфальт на улице Сурганова, по проспекту Мира. Он сейчас заметен более черным цветом.

— Будняцкий Валерий Залманович. Почему из дворов в центре города убрали контейнеры для мусора? Ведь людям неудобно — надо ждать, когда придет машина.

— Знаете, контейнеры во дворах — это не совсем цивилизованно. Особенно во дворах главных улиц города. Люди выносят отбросы. Аромат стоит не самый лучший, особенно летом. Плюс к этому контейнеры — дополнительная приманка для бродячих котов и собак. А так вид совсем иной. Да и экологическая ситуация улучшается.

— Когда приведут в порядок двор дома N 3 по переулку Тани Карпинской? А то негде посидеть старым людям, негде поиграть детям.

— Сейчас мы активно работаем над городской программой «Внутренний двор». В результате часть площадок уже облагорожена. В этом году продолжим работы по благоустройству. Думаю, дойдет очередь и до вашего двора.

— Станислава Андреевна Полякова. В нашем доме начиная с 2001 года ежегодно ремонтируют крышу. А она все равно течет. Неужели не дешевле один раз отремонтировать капитально?

— Безусловно, дешевле. Но тут надо рассматривать вопрос целесообразности. В вашем случае, скорее всего, имеет место халатность со стороны работников ЖЭУ, которые делают ремонт некачественно. Если бы дом действительно требовал капитального ремонта, мы бы его давно рассматривали с этой позиции. Но внимание на кровлю обратим обязательно.

— Юрий Иванович Шевцов. Почему в гололед уже второй год подряд не посыпаются песком улицы в микрорайоне Юбилейный?

— Я сам живу в этом микрорайоне. Поверьте, если бы увидел, что такие работы не ведутся, — первый сделал бы замечание своим подчиненным. Хотя, возможно, вы ведете речь о тех улицах, где я не бываю ежедневно. Обещаю обратить внимание.

— Тамара Пимоновна Чекина. Скажите, через какое время должен делаться ремонт в подъездах?

— Конкретного норматива нет. Все, по большому счету, зависит от того, какие люди там живут. У нас есть такая форма работы, как обход, во время которого решается, когда тот или иной ремонт надо делать. Жилищные службы, к сожалению, не могут привести в порядок сразу все подъезды во всех домах города, как того требует эстетика. Но люди сами могут сделать из подъездов своих домов картинку. А мы поможем.

— Анна Северина. Сергей Павлович, скажите, почему центр города освещен вечерами так, что аж сияет, а на окраинах темнота?

— Готов поспорить, что за последние время с точки зрения уличного освещения мы шагнули так далеко вперед, что не стоило бы этот вопрос затрагивать. Причем речь не только о центре, но и о периферийных районах. Возьмем, к примеру, больницу на окраине города, где лечатся дети, — там столбы сгнили и упали, не было света. Недавно там было восстановлено освещение. Это самый последний пример. Хотя на самом деле во многих ранее проблемных в плане освещения районах сейчас появились фонари. В центре же города мы не вкопали ни одного столба — просто добились, чтобы вовремя меняли перегоревшие лампы. А еще ставим энергосберегающие светильники...

К сожалению, на страницах газеты не ответишь абсолютно на все вопросы. Поэтому заверяю всех, кто обращался на «прямую линию» и на страницах «СБ» не нашел ответа: все вопросы мы изучим. И в обязательном порядке поможем людям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter